logo search
Туревский ч-1

18.4. Диагностика и регулировка сцепления коробки передач и главной передачи

На динамометрическом стенде создается нагрузка на веду­щие колеса автомобиля, соответствующая максимальному крутя­щему моменту. Нажатием на датчик 12 оператор приводит в дви­жение педаль сцепления. По показаниям приборов определяют свободный ход педали и усилие на преодоление сил трения в приводах сцепления и действия оттяжных пружин. Продолжая перемещать педаль, фиксируют ее усилие и ход, соответствую­щие началу пробуксовки. По усилию, приложенному к педали, при ее движении от конца свободного хода до начала пробуксов­ки определяют эффективность действия сцепления, а по величи­не свободного хода и хода педали до начала пробуксовки дис­ков — техническое состояние сцепления.

Для диагностики механических и автоматических коробок передач, а также главной передачи автомобилей широкое рас­пространение получил метод, основанный на измерении сум­марного углового зазора с помощью специальных приборов — динамометров, создающих момент силы 20—25 Н • м.

Зев динамометрического ключа прибора накладывают на крестовину карданного вала, указатель закрепляют зажимом на шейке отражателя ведущего вала главной передачи, а шкалу — па фланце заднего моста. Таким образом, производится последова­тельное измерение угловых зазоров главной передачи (с бортовыми редукторами) и коробки передач с карданным валом, посред­ством которого сделать заключение об исправности агрегатов и возможности их дальнейшей эксплуатации после выполнения соответствующих регулировок.

Агрегаты трансмиссии можно проверить при движении авто­мобиля, а также на нагрузочном стенде. В этом случае в зависи­мости от конструкции стенда сцепление диагностируют на про­буксовку, коробку передач, карданную передачу и задний мост — на степень изнашивания зубчатых зацеплений по харак­терным звукам.

Более простым методом диагностики трансмиссии является оценка суммарного углового зазора ведущего моста, карданного вала и коробки передач с помощью переносного прибора К-428 (см. рис. 18.1).

Определение угловых зазоров в зацеплении зубчатых колес всех передач коробки передач. Для этого на автомобиле поочередно включаются передачи, и измеряются угловые зазоры, величина которых состоит из зазора карданной передачи, измеренного ра­нее, и зазора в коробке передач, последний меньше на величину зазора карданной передачи.

Следующая операция — определение углового зазора глав­ной передачи. Для этого затормаживают задний мост автомобиля и выполняют операции по определению углового зазора кардан­ной передачи.

Время, необходимое для измерения одного зазора с помощью прибора КИ-4832, не превышает 10 с. Точность замеров — Г.

Автоматическая коробка передач. Выбор режима движения (рис. 18.5), согласование режимов работы АКП с блоком управ­ления работой двигателя, включение и переключение соответ­ствующих передач производится автоматически с учетом режи­мов работы автомобиля и двигателя, а также сигналов элек­тронного блока управления АКП, получающего информацию от датчиков.

В качестве исполнительного устройства переключения пере­дач в АКП используются гидроклапаны, управляемые соленои­дами 10, получающими соответствующие сигналы от электрон­ного блока управления 11 для распределения масла в секции вы­бранных передач. Давление масла в гидравлической системе АКП создается одним или двумя насосами.

Автомобили с АКП оснащаются лампой 12 или специальным диагностическим разъемом, позволяющими считывать из оперативной памяти компьютерного блока коды неисправностей, рас­шифровка которых выполняется с помощью диагностического прибора 12.