logo search
Туревский ч-1

21.5. Оборудование и специализированный инструмент для текущего ремонта кузова

Для ручной обработки металла применяют рихтовочные тек­столитовые или металлические молотки, на которые можно на­деть резиновые наконечники и поддержки — наковальни раз­личной формы под профиль обрабатываемого участка. Рабочая поверхность инструмента может быть рифленой, что обеспечи­вает меньшее растяжение металла.

Современное оборудование для кузовных работ не редко объединяет в себе установки для ремонта и стенд для контроля формы. Для правки кузовов используют переносное оборудова­ние с гидравлическим приводом, обеспечивающее усилие со сто­роны рабочего органа до 20 кН, которое устанавливают непо­средственно на кузов автомобиля.

Для устранения перекосов и значительных деформаций несу­щих элементов кузова применяют стенды для наружного вытяги­вания деформированных элементов.

Устройство БС-71 (рис. 21.6, а) для правки кузовов состоит из передвижной балки, на одном конце которой шарнирно за­креплен качающийся рычаг, гидроцилиндра, расположенного внутри балки, ручного гидронасоса, упора, силовой поперечины и набора приспособлений для правки. Данное устройство рабо­тает по векторному принципу приложения сил в любом направ­лении.

Устройство БС-123 для правки кузовов (рис. 21.6, б), пред­ставляет собой передвижную раму стапельного типа, которую можно использовать вместе с подкатной силовой установкой БС-124 (рис. 21.6, в), аналогичной установке БС-71.

Данное обо­рудование, помимо контроля формы кузова, применяется для особенно сложного ремонта кузовов. Кузов с помощью подъем­ного устройства (например, автопогрузчика с вилами) устанав­ливается на опорные кронштейны и боковые стойки с зажимны­ми приспособлениями для порогов кузова, смонтированные на устройстве БС-123. Несовпадение отверстий кронштейнов с со­ответствующими точками лонжеронов и пола кузова свидетель­ствует о нарушении формы кузова. В этом случае выполняют до­полнительное закрепление кузова с помощью выдвижных боко­вых стоек. После этого раму установки вместе с кузовом автомобиля можно транспортировать на пост ремонта.

Для вспомогательных операций и правки (рихтовки) повреж­денных плоскостей кузова выпускаются специальные наборы инструментов и приспособлений с пневматическим или элек­трическим приводом (рис. 21.7).

Инструменты для демонтажа поврежденных элементов кузова:

• пневматический молоток КМП-24 (рис. 21.8);

• пневматическое зубило П-6 (60 ударов в минуту);

• пневматическая машина П-21 для резки с армированными кругами диаметром до 180 мм;

• ручные электрические ножницы ИЭ-5403 для резки листо­вого металла толщиной 2,5 мм;

• пневматические вырубные ножницы И П-5501 для листо­вого металла толщиной до 2,5 мм.

Для зачистки сварных швов используется ручная, пневмати­ческая шлифовальная машина ИП-2015 со шлифовальными кру­гами диаметром до 100 мм.

21.6. Техника безопасности и охрана окружающей среды

При ремонте кабин и кузовов их надежно закрепляют на специальных подставках, а крылья устанавливают на специаль­ные оправки. Все работы с листовым металлом следует произво­дить только в рукавицах.

При работе зубилом, крейцмейселем, молотком, выколоткой и другими инструментами ударного действия необходимо поль­зоваться защитными очками.

При использовании пневматических резаков их устанавлива­ют в рабочее положение до подачи воздуха.

В ремонте и техническом обслуживании автобусов следует применять подмостки или переносные лестницы-стремянки, длина которых должна быть такой, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечни­ки, предотвращающие ее скольжение.

Паять, лудить и зачищать детали следует на рабочих местах, оборудованных вентиляцией.

Окрасочные работы должны выполняться только в цехах, оборудованных принудительной вентиляцией и средствами по­жарной безопасности. Запас лакокрасочных материалов в окра­сочных цехах и участках не должен быть больше объема необхо­димого для работы одной смены.

Все лица, связанные с окрасочными работами, должны про­ходить медицинский осмотр и обучение по технике безопасности.