logo search
Туревский ч-1

21.2. Техническое обслуживание кузовов.

Уход за лакокрасочными и декоративными покрытиями

При проведении ТО проверяют:

• состояние и надежность крепления скобами уплотнителей дверей кабины;

• крепление панелей крыльев, щитков подножек к кабине, фартуков брызговиков к кабине и крыльям;

• крепление подножек кабины, передних и задних грязевых щитков и брызговиков, а на некоторых автомобилях креп­ление панелей крыльев к раме;

• крепление петель винтами;

• состояния и крепления зеркал заднего обзора, кронштей­нов зеркал;

• закрепление кронштейнов и надежность фиксации зеркал в удобном для водителя положении;

• состояние и крепление хомутов платформы к раме;

• крепление верхних фиксирующих угольников к продоль­ным брусьям и нижних фиксирующих угольников к раме;

• состояние и крепление держателя запасного колеса.

На рис. 21.1 показаны места проверки надежности крепле­ния элементов платформы.

При ТО седельного тягача проверяют состояние седельного устройства и крепление его к кронштейнам, а кронштейнов — к раме.

Главная причина старения кузовов легковых и кабин грузо­вых автомобилей — коррозия.

Долговечность деталей кузова определяется наработкой (про­бегом автомобиля) и календарным сроком службы. Детали кузо­ва можно разделить на две группы: первая — передние и задние крылья, нижние части арок задних колес, детали передка; вто­рая — передние и задние панели, детали пола багажника и сало­на, лонжероны. Разница сроков службы данных групп 3—4 года.

По характеру разрушения коррозия, может быть, обшей и ло­кальной.

В зависимости от среды коррозия может быть атмосферной, газовой, почвенной, кислотной, солевой, водной.

Кроме того, коррозия может быть химической и электрохи­мической.

Солевая коррозия происходит с максимальной интенсивно­стью при концентрации соли 2—5 % раствора. Интенсивность коррозироваиия стальных деталей может достигать 30—40 мкм/г, а цинковых — 8 мкм/г. При увеличении влажности воздуха с 60 до 90 % интенсивность коррозии возрастает в три раза.

Электрохимическая коррозия возникает вследствие образо­вания гальванического элемента в местах соединений различных металлов (сталь—алюминий, сталь—медь, сталь—цинк и пр.).

Локальная коррозия возникает на ограниченных участках и проявляется в виде щелевой, точечной и подслойной коррозии. Щелевая коррозия происходит в небольших зазорах и щелях, где долгое время сохраняется влага или грязь, например, в мес­тах точечной сварки кузова.

Точечная коррозия возникает в местах механического повре­ждения лакокрасочного покрытия вследствие ударов щебня или гравия, например на трубопроводах, изготовленных из стали с защитным слоем меди, а также на деталях, имеющих декоратив­ные хромово-никелсвые покрытия.

Подслойная коррозия является следствием пористости и гиг­роскопичности неметаллических (лакокрасочных) покрытий, че­рез которые к поверхности металла проникают коррозионно-ак-тивные вещества.

Борьба с коррозией. В кузовах легковых автомобилей после трех лет эксплуатации возникает множество очагов коррозии, общей площадью 150—230 тыс. см2.

Для борьбы с коррозией днища и крылья автомобилей по­крывают в основном битумными составами: мастика 580, 218 и Д-11А. Срок их действия в зависимости от условий эксплуата­ции автомобиля 1—2 года. Битумные покрытия хорошо противо­стоят воздействию влаги, воды и соли, но нестойки к ударам гравия и песка, неморозостойки, а также чувствительны к тем­пературным перепадам.

Перед нанесением нового покрытия все поврежденные кор­розией места (днища, крылья) тщательно промываются сильной струей воды под давлением.