logo search
Туревский ч-1

1.5. Зависимость изнашивания сопряженных деталей от пробега автомобиля

Изнашивание сопряженных деталей автомобиля зависит от продолжительности его работы, т. е. от пробега.

На рис. 1.1 показана зависимость изменения зазора сопря­женных деталей, в данном случае между шатунной шейкой ко­ленчатого вала и вкладышей подшипника, от пробега автомоби­ля. На кривой зависимости имеются точки резкого изменения процесса изнашивания, это связано с тем, что в начальный пе­риод эксплуатации автомобиля происходит приработка деталей. В это время большое число микронеровностей поверхностей де­талей как бы сошлифовываются. При этом продукты изнашива­ния попадают в смазочный материал. Именно поэтому в период приработки предусмотрена замена масла через 3000—4000 км пробега автомобиля.

Пробег

Затем наблюдается период нормальной работы. В это время величина зазора находится в пределах допустимого. Износ уве­личивается, но очень медленно. Причем износ сопряженных де­талей может быть неодинаков из-за использования различных материалов и других конструктивных особенностей. Так напри­мер, вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовля­ются из более мягкого пористого материала и изнашиваются го­раздо быстрее, чем шейки коленчатых валов. Поэтому вкладыши рекомендуется заменять через 70—80 тыс. км пробега автомобиля, что позволяет значительно продлить срок службы дорого­стоящих коленчатых валов.

Далее наблюдается резкое увеличение изнашивания сопря­женных деталей. В результате значительного увеличения зазоров между сопряженными деталями ухудшается смазывание, имеет место так называемый устойчивый масляный клин, увеличива­ются ударные нагрузки. Резкое увеличение изнашивания деталей может привезти к аварийным поломкам.