logo search
Туревский ч-1

16.2. Диагностика системы питания

Одной из самых ответственных операций, выполняемых при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, являет­ся проверка внешней и внутренней герметичности системы питания.

Наиболее распространенным методом проверки внешней герметичности системы, находящейся под избыточным давле­нием, является обмазывание соединений пенообразующим рас­твором (водный раствор хозяйственного мыла или лакричного корня). При отрицательных температурах добавляется соль — хлористый натрий (NaCl) или хлористый кальций (СаС12). Со­держание хлористого натрия или кальция в водном растворе за­висит от температуры окружающего воздуха.

Содержание в 1 л пенообразующего раствора

Температура окружающей среды, °С NaCl CaCl2

0 — минус 5 .............................................................................83 100

минус 5 — минус 10 .............................................................160 170

минус 10 — минус 15..............................................................222 220

минус 15 — минус 20..............................................................290 263

минус 20 — минус 25 ...............................................................0 303

минус 25 — минус 30 ...............................................................0 329

минус 30 — минус 35 ...............................................................0 366

Соединения или участки системы, подлежащие проверке, очищают от грязи и кистью наносят на них пенообразующий раствор.

Проверяемые соединения осматривают дважды — непосред­ственно при нанесении на них раствора и после нанесения. В местах расположения мельчайших неплотностей появляются мелкие пузырьки, скопления которых могут быть обнаружены лишь при повторном осмотре. Во время покрытия соединений и швов пенообразующим раствором особое внимание обращают на соединения, расположенные в труднодоступных для осмотра местах.

Для определения утечки газа из баллона широко используют электрические газоанализаторы типа ПГФ-2М1-ИЗГ. При поль­зовании газоанализатором из зоны соединения отбирают пробу воздуха и ручным насосом по шлангу подают в измерительную камеру. После засасывания пробы нажимают кнопку включения питания измерительного моста и снимают показания стрелоч­ного прибора. При работе с этим прибором следует учитывать, что он не позволяет точно указать место утечки, так как воз­можно подсасывание газа из других, близко расположенных со­единений.

Во время проверки автомобиль располагают на открытом воздухе в защищенном от ветра месте.

При обслуживании газобаллонного автомобиля, работающе­го на сжиженном газе, в производственном помещении герме­тичность газовой системы проверяют сжатым негорючим и не­токсичным газом (воздух, азот или углекислый газ) под давлени­ем 1,6 МПа. Сжатые газы используют из баллонов высокого давления, а сжатый воздух можно подавать от компрессора, обеспечивающего необходимое давление. Проверку проводят при закрытых расходных вентилях газового баллона автомобиля и отсутствии газа в системе.

При проверке герметичности системы питания от баллона высокого давления (рис. 16.1) сжатый инертный ,аз из баллона 1 подается в редуктор 3, где его давление снижается до 1,6 МПа. Из редуктора газ через штуцер 6 поступает в систему питания автомобиля. После заполнения системы газом вентиль 4 уста­новки закрывают и проверяют герметичность по манометру 5. Падение давления указывает на негерметичность газовой систе­мы автомобиля. Места утечек определяют пенообразующим рас­твором. После устранения утечек проверку герметичности повторяют. Газовая система считается герметичной, если падение давления за 15 мин не превышает 0,01—0,05 МПа.

У автомобилей, работающих на сжатом газе, герметичность газовой системы питания проверяют под давлением 15—20 МПа. Подача сжатого воздуха (азота) в систему питания осуществляется через наполнительный вентиль при закрытых вентилях баллонов.

Схемы установок и порядок проверки герметичности у авто­мобилей, работающих на сжиженном и сжатом газах, не имеют принципиальных различий.

На рис. 16.2 приведена схема системы питания грузового ав­томобиля, работающего на сжиженном газе.

Внутреннюю герметичность проверяют у расходных и маги­стрального вентилей. Поступление газа в систему питания через эти вентили, когда они находятся в закрытом положении, контролируют по показанию манометра 16 редуктора.

Обнаружить утечки газа из расходных вентилей в магистраль можно и через специальный штуцер на баллоне автомобиля. Для этого отвертывают заглушку штуцера и обмазывают его пенной эмульсией или берут пробу воздуха прибором ПГФ-2М1-ИЗГ.

Величину проходных сечений для газа в магистрали от бал­лона до второй ступени редуктора проверяют по манометру ре­дуктора при работающем двигателе (резкое увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя не должно вызывать па­дения давления в первой ступени редуктора более чем на 100—200 Па). При неработающем двигателе эту проверку мож­но провести сжатым воздухом, которым заполняют систему питания и открывают клапан второй ступени, нажимая рукой на шток редуктора (паление давления, определяемое манометром редуктора, должно быть в указанных выше пределах).

Диагностику всех узлов газобаллонной системы проводят, используя такие приборы, как водяные пьезометры (рис. 16.3).