§ 39. Бесконтактные электрические аппараты.
Бесконтактные электрические аппараты - тиристорные пускатели, предназначены для дистанционного включения трехфазных асинхронных электродвигателей. Принцип работы пускателей заключается в бесконтактном включении и отключении трехфазной нагрузки при помощи силовых тиристоров. Принципиальная электрическая схема пускателя состоит из силовой цепи, блока управления и блока защиты.
Рис. 2.77. Включение тиристоров в одной фазе тиристорного пускателя
Силовая цепь состоит из тиристоров, включенных в каждую фазу встречно-параллельно (рис.2.77 -2.78). Управление силовыми тиристорами осуществляется широтно-импульсным методом. Импульсы управления, тиристорами формируются из анодного напряжения тиристоров. В исходном состоянии тиристоры закрыты и находятся под фазным напряжением. В блоке управления БУ стоит реле К1, которое срабатывает при получении сигнала на включение нагрузки. После замыкания контакта реле К1.1 при положительной полуволне напряжение сети приложено к аноду тиристора VI. Ток управления протекает от анода к катоду тиристора VI через управляющий электрод тиристора V2, контакт реле К1.1, резистор R1 и управляющий переход тиристора VI. Тиристор VI откроется. С открытием тиристора автоматически снимается сигнал управления, так как падение напряжения на открытом тиристоре не превышает 1В. При переходе тока через нуль тиристор VI закрывается. Положительная полуволна напряжения сети при следующем полупериоде приложена к аноду тиристора V2, и ток управления протекает от анода к катоду тиристора V2, через управляющий электрод тиристора VI, резистор R1, контакт реле К 1.1 и управляющий электрод тиристора V2. Тиристор V2 откроется, и сигнал управления автоматически снимается. Импульсы управления поступают на тиристоры синхронно с напряжением сети в начале каждого полупериода. Контакты реле практически токовой нагрузки не имеют, так как через них проходит сигнал управления в течение нескольких микросекунд в начале каждого полупериода тока. Блок управления пускателем может быть кнопочным или бесконтактным (управление от логических элементов). Блок защиты БЗ обеспечивает максимальную токовую защиту и электротепловую защиту от перегрузок.
На рис. 2.79 приведена схема тиристорного выключателя, с помощью которого осуществляется подключение нагрузки R1 к источнику постоянного тока. В качестве такой нагрузки может быть и двигатель постоянного тока.
Если напряжение источника питания меньше напряжения включения тиристора при токе управления, равном нулю, то тиристор закрыт, и практически все напряжение приложено к нему, а напряжение на нагрузке равно нулю. При нажатии на кнопку S1 через управляющий переход тиристора VT пройдет ток по цепи: (+) - резистор R2 - контакт кнопки S1 - управляющий электрод - (-). Значение этого тока ограничивается сопротивлением резистора R2. После открытия тиристора VI практически все напряжение прикладывается к нагрузке.
Рис. 6.78. Силовая цепь реверсивного тиристорного пускателя.
Рис. 2.79. Принципиальная схема тиристорного выключателя.
При размыкании контактов кнопки S1 тиристор VI остается во включенном состоянии, и для его выключения требуется снизить анодный ток до значения меньшего, чем ток удержания тиристора, или зашунтировать тиристор дополнительным контактом.
Более распространенными являются способы приложения к тиристору обратного напряжения, например, с помощью коммутирующего конденсатора С (см. рис.2.79). Когда нагрузка включена, то конденсатор заряжен до напряжения, близкого к напряжению сети. При нажатии на кнопку S2 зажим конденсатора, имеющий положительный потенциал, соединяется с катодом тиристора. В результате этого к тиристору прикладывается импульс отрицательного напряжения, под действием которого тиристор закрывается. Ток в цепи нагрузки выключается.
В случае активно-индуктивной нагрузки она шунтируется обратным диодом V2.
В современных электрических аппаратах применяют комбинированные (гибридные) коммутационные устройства, в которых ток во включенном состоянии аппарата проходит через контакт Q, а выключение выполняется при выключенном контакте Q силовыми полупроводниковыми приборами, включенными параллельно контакту (рис.2.80). Такое сочетание позволяет совместить положительные качества контактных аппаратов (малые потери мощности и габаритные размеры) и полупроводниковых (бездуговая коммутация). Гибридные аппараты, у которых параллельно силовым контактам включают тиристоры, обеспечивают повышенное значение надежности и долговечности, а также существенную экономию материалов: меди и стали.
Рис. 2.80 Гибридное силовое коммутационное устройство.
В системе автоматики для коммутации управляющих цепей тиристоров применяют специальные безъякорные реле, выполненные на базе герконов (герметизированные магнитоуправляемые контакты). Герконы более чувствительны, время их срабатывания намного меньше, чем у якорных электромагнитных реле. Они просты по конструкции, надежны в работе и не нуждаются в регулировке. Электрические контакты герконов размещены внутри герметичной оболочки, не подвержены воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, срабатывают в результате воздействия внешнего магнитного поля. В силовых цепях применяют герсиконы – герметичные силовые контакты, которые используют в агрессивной среде вместо открытых контакторов. Принцип действия аналогичен герконам.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.