§ 66. Расчет судовых электрических сетей
Расчет судовых электрических сетей в общем виде сводится к определению сечений кабелей и проводов по расчетным токам нагрузки с последующей проверкой сети на потерю напряжения.
Расчетный ток нагрузки кабеля или провода, питающего отдельный судовой потребитель, определяется по следующим формулам:
постоянный ток
однофазный переменный ток
трехфазный переменный ток
, (1)
где расчетный ток нагрузки, А; - номинальная полезная мощность потребителя, кВт; - номинальный к. п. д. потребителя; - номинальное напряжение, В; k - коэффициент загрузки потребителя; cosφ - номинальный коэффициент мощности потребителя.
Расчетный ток кабеля, питающего группу потребителей, определяется с учетом максимальной нагрузки потребителей и коэффициента одновременности их работы:
постоянный ток
= (2)
переменный ток
= , (3)
где k - коэффициент одновременности работы потребителей; - сумма токов всех потребителей; - сумма активных токов потребителей (I = Icosφ); - сумма реактивных токов потребителей (I = Isinφ).
По расчетным токам производят выбор площади сечения кабелей, числа жил и допустимых нагрузок на кабель с учетом режима работы. Необходимо, чтобы расчетный ток был несколько меньше или равен допустимому.
В табл. 23 приведены предельно допустимые токи нагрузок кабелей марок КНР, КНРП, КНРЭ, КНРУ.
Таблица 23
Выбранное сечение кабеля проверяется на потерю напряжения. Согласно Правилам Регистра потеря напряжения между генератором и ГЭРЩ или АЭРЩ не должна превышать 1%. Потеря напряжения в судовых сетях от ГЭРЩ или АЭРЩ до потребителей электроэнергии не должна превышать; для силовой сети, нагревательных и отопительных приборов - 7% от номинального напряжения; для силовых потребителей с кратковременным или повторно - кратковременным режимами работ - 10%; для осветительной сети и сигнализации при напряжении более 30 В - 5%; для осветительной сети и сигнализации при напряжении 30 В и менее - 10%; для средств радиосвязи, радиоэлектронавигационных устройств и сети заряда аккумуляторных батарей - 5%. При прямом пуске электродвигателей переменного тока потеря напряжения на выводах двигателя в момент пуска не должна превышать 25% номинального напряжения. Если по расчету сети потеря напряжения окажется больше допустимой, то необходимо увеличить сечение кабеля, питающего эту сеть.
Потеря напряжения ΔU, В, в двухпроводной цепи постоянного тока с нагрузкой на конце (рис. 2.132, а), согласно закону Ома, будет равна
ΔU = 2Ir (4)
Сотивление провода r, Ом, равно
r = l/(γS) (5)
Поэтому
ΔU = 2Il/(γS), (6)
или в процентах от номинального напряжения сети
ΔU = 200Il/(γSU), (7)
где в формулах (4) - (7): I - ток нагрузки, А; l - длина линии, м; γ - удельная проводимость меди, 48 МСм/м (при температуре нагрева проводов до 65°С); S - площадь сечения провода, м; U - номинальное напряжение сети, В.
Рис. 2.132. Сеть с нагрузкой:
а - сосредоточенной на конце линии;
б - рассредоточенной по ее длине.
Если нагрузку потребителя выразить через его мощность (I = P/U), то формула для определения потери напряжения, %, примет вид:
ΔU = 200Рl/(γSU ), (8)
где Р - мощность потребителя, Вт.
Потеря напряжения от источника до последнего потребителя в сети постоянного тока с рассредоточенной нагрузкой (рис. 2.132, б) будет равна
ΔU = . После определения потерь напряжения ΔU, на каждом участке получим следующие формулы:
ΔU = ; (9)
ΔU = ; (10)
Потеря напряжения ΔU, %, в однофазной цепи переменного тока с сосредоточенной нагрузкой на конце определяется по формуле (8) и формуле
ΔU = 200Ilcosφ/(γSU), (11)
где cosφ - номинальный коэффициент мощности потребителя.
В трехфазных сетях переменного тока с сосредоточенной нагрузкой на конце линейная потеря напряжения ΔU , %, определяется по формулам:
ΔU = 100Ilcosφ/(γSU), (12)
ΔU = 100Рl/(γSU ). (13)
Расчет потери напряжения в сетях одно- и трехфазного переменного тока с рассредоточенной нагрузкой аналогичен приведенному расчету сети постоянного тока. В первую очередь определяют потери напряжения на отдельных участках сети, а после находят потерю напряжения в конце линии, как сумму потерь напряжений на отдельных участках.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.