§ 69. Электронагревательные и отопительные приборы
Общие сведения
Получение теплоты за счет электрической энергии осуществляется в электронагревательных устройствах. Тепловая энергия необходима для отопления помещений, кондиционирования воздуха и очистки его от вредных примесей, приготовления пищи, кипячения воды, а также для обеспечения теплового режима судовых устройств. Электронагревательные установки имеют значительные преимущества по сравнению с другими нагревательными приборами. Отсутствие продуктов горения, неизбежных в обычных тепловых установках со сжиганием топлива, уменьшает степень загрязненности окружающей среды. В эксплуатации электронагревательные установки высоконадежны и долговечны. При небольших габаритных размерах они обладают большой механической прочностью и безопасностью пользования в условиях повышенной тряски и вибрации, обеспечивают возможность регулирования температуры. Быстрота замены вышедших из строя нагревательных элементов позволяет легко выполнять ремонт. Несложная конструкция и простота регулирования работы элементов гарантируют широкое внедрение автоматизации температурных режимов установок. Электронагревательные установки работают бесшумно и способствуют созданию комфорта в судовых условиях.
По принципу действия электрические нагревательные элементы делятся на проводниковые, электродные и радиационного нагрева.
Проводниковые нагревательные элементы, применяемые на судах, выполняют спиральными, пластинчатыми и трубчатыми. Материалом нагревательных элементов служат проводники из сплавов с большим удельным сопротивлением, которые должны иметь высокую температуру плавления, достаточную механическую прочность при нагреве, малую окисляемость на воздухе, малый температурный коэффициент сопротивления. Указанными свойствами обладают хромоникелевые сплавы Х15Н60, Х25Н12, называемые нихромами, или фехрали (железохромоалюминиевые) с удельным сопротивлением, равным 1,2 · 10 Ом·м. Спиральные элементы представляют собой спираль, навитую из нихромовой проволоки, на которую в качестве изоляции нанизаны керамические (фарфоровые) бусы. Пластинчатые элементы состоят из жаростойких пластин (слюда, миканит), на которые уложена лента из нихрома. Нагревательные элементы трубчатого типа представляют собой металлическую трубку, в центре которой вдоль оси расположена спираль из нихромовой проволоки.
Электронагревательные элементы электродного типа используют для получения горячей воды и пара в значительных количествах. Нагрев воды осуществляется за счет протекания электрического тока между электродами в нагреваемой воде. Удельное электрическое сопротивление речной воды в зависимости от наличия примесей в ней колеблется в пределах 50 - 250 Ом·м. Дистиллированная вода имеет удельное сопротивление 600 Ом·м. Электронагревательные устройства (котлы) электродного типа бывают значительной мощности. Так, например, котел вместимостью 1,5 м имеет мощность 200 кВт. Устройства электродного типа используют только на переменном токе, так как при постоянном токе может происходить электролитическое разложение воды с образованием гремучей смеси.
В качестве электронагревательных элементов радиационного нагрева используют зеркальные лампы накаливания (термоизлучатели), а также отражательные излучатели. Зеркальные лампы представляют собой газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой нитью в виде спирали (инфракрасные лампы). Часть баллона лампы имеет зеркальное покрытие для концентрации тепловых лучей в нужном направлении.
В судовых электронагревательных устройствах преимущественное распространение получили трубчатые электронагреватели (ТЭНы), конструкция которых показана на рис. 2.138. По центру стальной или латунной трубки 1 диаметром 12 мм прочно фиксируется спираль 4 сильно спрессованным наполнителем 3, который обладает электроизоляционными свойствами и хорошей теплопроводностью. Подключение спирали ТЭНа к электрической сети осуществляется с помощью присоединенных к ее концам металлических контактных стержней 2, выведенных наружу через герметизирующие уплотнения 5. Нагревательные спирали изготавливают из нихромовой или константановой проволоки диаметром 0,2 - 2,0 мм. В качестве наполнителя применяют кварцевый песок или кристаллическую окись магния - периклаз. Так как наполнитель отделяет спираль от теплоотдающей металлической трубки, его теплопроводность должна быть хорошей при высоких диэлектрических свойствах. Свои физико-химические и электрические свойства наполнитель должен сохранять при многократных нагревах до температуры 500 - 800 °С. При высокой стойкости к резким сменам температур наполнитель должен иметь возможно малую гигроскопичность и достаточную влагонепроницаемость. Всеми этими свойствами в значительной степени обладает периклаз.
Рис. 2.138. Конструкция трубчатого электронагревателя
ТЭНы имеют следующие преимущества:
- токопроводящая спираль не подвергается разрушающему действию воздуха и влаги, а наполнитель не оказывает вредного воздействия, в результате чего значительно увеличивается срок службы элементов;
- наружная металлическая трубка надежно защищает спираль от механических повреждений;
- хорошая теплопроводность наполнителя создает условия для интенсивной отдачи теплоты от спирали к металлической трубке, имеющей большую площадь поверхности для отвода теплоты. Поэтому спираль в ТЭНе работает в менее напряженном режиме, чем открытая.
Трубчатые электронагреватели классифицируют по напряжению и мощности, а также в зависимости от формы и конфигурации элемента по типу. Элементы выпускают на номинальные напряжения 24, 55, 110. 127 и 220 В. Номинальную мощность указывают с учетом типа и условий эксплуатации. Например: обдуваемые, погруженные в воду и др.
Судовые электронагревательные приборы
Судовые электрифицированные камбузы оборудованы разнообразными электронагревательными приборами: электрическими плитами, электродуховками, пищевыми котлами, тепловыми шкафами для готовых блюд, кипятильниками и другими электронагревательными устройствами. Наиболее крупными потребителями электрической энергии на камбузе являются электрические плиты для приготовления пищи. Электронагрев осуществляется при помощи трубчатых электронагревателей, вмонтированных в нагревательные конфорки литой или открытой конструкции. В литых конфорках трубчатые электронагреватели после придания им соответствующей конфигурации заливают в металл, в результате получают плоские отливки толщиной 25 мм. Такие конструкции имеют простой монтаж на плите и удобны в эксплуатации. В открытых конфорках трубчатые электронагреватели сплющивают в форму, близкую к треугольному сечению. Рабочая поверхность плоская, но излучающая поверхность меньше, чем у литых конфорок, поэтому температура нагрева повышается. Независимо от конструктивной формы нагревательные конфорки одного и того же типоразмера взаимозаменяемы. Электрические плиты имеют, кроме конфорок, пищеварительные баки и духовки. Духовка плиты представляет собой двухсменную теплоизолированную камеру. Режим работы электроплиты регулируют пакетными переключателями (рис. 2.139) , установленными на щите управления. Внутренний монтаж плит выполнен медным проводом. Изолирован провод фарфоровыми чешуйчатыми бусами.
Рис. 2.139. Схема управления электроплитой.
Количество теплоты, отдаваемой электронагревательными элементами,
Q = ,
где I - ток, проходящий по элементу, А;
R - сопротивление элемента, Ом;
t - время работы нагревательного элемента, с.
Электрическое сопротивление элемента изменяется в зависимости от его температуры:
,
где R - сопротивление элемента при температуре ;
R - сопротивление элемента при температуре ;
α - температурный коэффициент сопротивления.
При включении нагревательных приборов в электрическую сеть сопротивление их элементов меньше по сравнению с нагретым состоянием. По этой причине ток включения приборов гораздо больше номинального.
Для выбора электронагревательного элемента необходимо знать: тип элемента в зависимости от формы и конфигурации устройства; рабочую среду - по условиям работы нагревательного устройства; мощность элемента; номинальное напряжение.
В зависимости от указанных характеристик выполнена унификация тепловых элементов, выпускаемых электротехнической промышленностью.
Расчет электронагревательных устройств сводится к определению электрической мощности устройства по заданной его производительности. В результате расчета определяют количество необходимых нагревательных элементов и их схемы включения.
Расчет подогревателей жидкости периодического действия ведется в такой последовательности:
1. Определяют требуемое количество теплоты:
Q ,
где m - масса жидкости, кг;
с - удельная теплоемкость жидкости, Дж/(кг · К);
- температура горячей жидкости, ºС;
- температура холодной жидкости, ºС.
2. Рассчитывают мощность нагревательного устройства:
,
где t - время нагрева жидкости до температуры , с;
η - к.п.д. нагревательного устройства.
3. Устанавливают форму и количество нагревательных элементов в зависимости от типа устройства.
Число элементов определяют с учетом питающей сети: если сеть трехфазная, число элементов должно быть кратным трем. Число элементов в устройстве, а следовательно, и мощность каждого из них зависят от схемы их соединения и условий размещения. Изменение мощности в соотношении 1/0,5/0,25 достигается при двух трубчатых электронагревателях одинаковой мощности. Параллельное соединение обоих элементов дает максимальную мощность, отключение одного элемента - половину, а последовательное включение двух элементов - четверть мощности.
Правильность выполненного расчета и выбора элементов проверяют по предельной температуре нагрева поверхности элемента, указанной в техническом паспорте.
Так, например, ТЭНы кипятильников и водогрейных котлов, выполненные из медных трубок, покрытых пищевым оловом, имеют температуру нагрева 110 - 120 ºС. В обычных условиях эксплуатации их удельная мощность составляет 10 - 15 Вт/см . В спокойном воздухе удельная мощность на активной поверхности такого ТЭНа равна 1,5 Вт/см , трубка нагревается до 350 ºС. Приведенный пример показывает, что изменение условий работы теплового элемента не допускается, иначе элемент не выполняет своих функций или перегорает.
Широкое применение на судах имеют электрокипятильники (рис. 2.140, а). Вода из водопровода поступает в питательный бачок 5 и по соединительной трубе 4 - в камеру нагрева 2, где установлены ТЭНы 1. Здесь вода доводится до кипения и по трубе 6 поступает в сборник кипятка 3. Уровни воды в питательном бачке и трубе кипятка одинаковы, так как бачок и труба являются сообщающимися сосудами. Уровень воды, установленный в питательном бачке, удерживается автоматически поплавковым клапаном 7.
В стенках камеры нагрева и сборника кипятка вмонтированы реле уровня 8, 9, 10. Включение кипятильника осуществляется пакетным переключателем. В первом положении переключателя контактор включает ТЭНы в сеть.
Рис. 2.140. Устройство электрокипятильника.
Это позволяет проверить готовность кипятильника к работе, а также использовать кипятильник для разового приготовления воды. Второе положение переключателя переводит схему в автоматический режим (рис. 2.140, б). Катушка контактора К1 получит питание после того, как включится реле уровня К3 и замкнется его замыкающий контакт К3.1. Это произойдет тогда, когда уровень воды в камере нагрева достигнет электрода 10 и замкнется контакт Е10. При наполнении кипятком сборника 3 (см. рис. 2.140, а) до предельно допустимого уровня, т. е. когда уровень достигнет электрода 8, (см. рис. 2.140, б), замыкаются контакт Е8 и цепь реле уровня К2. Последнее, разомкнув контакт К2.1 в цепи катушки контактора К1, обеспечит выключение ТЭНов. При расходе кипяченой воды из сборника снижается ее уровень и оголяется электрод S, а затем 9. После этого размыкается контакт Е9, катушка реле К2 обесточивается, контакты К2.1 в цепи катушки контактора К1 замыкаются, и контакты К1.1 включают ТЭНы в работу. При кипении воды сборник кипятка наполняется, и таким образом, процесс повторяется.
На посту управления электрокипятильником имеется световая сигнализация: желтая лампочка H1 сигнализирует о том, что кипятильник включен и идет процесс нагрева воды; красная лампочка Н2 предупреждает о недопустимом снижении уровня воды в камере нагрева; зеленая лампочка Н3 указывает на наличие кипяченой воды в сборнике.
В судовом оборудовании находят применение подогреватели жидкостей. Чаще всего подогреватели предназначаются для нагрева воды, нефтепродуктов и технических масел. В зависимости от принципа действия электронагреватели могут быть периодического действия, в которых жидкость неподвижна, а нагрев ее идет за счет конвективной передачи теплоты от нагревательных элементов, и непрерывного (проточного) действия. В подогревателях периодического действия трубчатые электронагреватели расположены в нижней части резервуара. Подогреватели непрерывного действия обычно изготовлены в виде цилиндра, с торцов которого на фланце устанавливаются трубчатые элементы. Жидкость прокачивается через подогреватель и, омывая элементы, нагревается. Объем подогревателя должен обеспечивать свободную циркуляцию подогреваемой жидкости. Электрическая схема подогревателя показана на рис. 2.141.
Рис. 2.141. Электрическая схема подогревателя жидкости.
Перегрев жидкости выше допустимого предела ограничивается температурным реле Е. Питание на катушку контактора К1 подается через контакты промежуточного реле К2. Катушка промежуточного реле включена последовательно с контактом температурного реле Е, который замкнут при температуре жидкости в резервуаре ниже установленного предела.
В судовом оборудовании для обогрева и высушивания аппаратов и машин применяются электроконвекторы и электрорадиаторы. Переносные электроконвекторы (электрокалориферы) предназначены для просушки электрических установок (кабельных сетей, распределительных устройств, обмоток электрических машин и трансформаторов) обдувом теплым воздухом. Основными элементами электроконвектора являются трубчатые электронагреватели и электровентилятор, смонтированные в одном корпусе и закрытые съемным кожухом. Нагретый воздух к объекту высушивания подается по гибкому шлангу. На корпусе электроконвектора установлен пакетный выключатель. Трубчатые электронагреватели защищены плавким предохранителем, находящимся внутри корпуса. При перегреве воздуха в электроконвекторе в случае остановки электровентилятора плавкий предохранитель плавится и отключает сеть.
Электрорадиаторы для просушки обмоток электрических машин представляют собой ряд трубчатых электронагревателей, изогнутых по внутреннему радиусу статора электродвигателя.
На некоторых сериях современных судов помещения отапливаются электрической энергией. Для этой цели используют различного рода электронагревательные устройства: судовые электрорадиаторы, электрокамины, воздухонагреватели, электроконвекторы, судовые грелки. Судовые электрорадиаторы по конструктивному исполнению представляют собой батарею трубчатых нагревательных элементов (ТЭНов) в закрытом металлическом кожухе. Переносные электрорадиаторы подключают к сети шланговым проводом через разъемное контактное соединение. Разъемные контактные соединения имеют устройства, которые препятствуют самопроизвольному выпадению вилочной части электрического соединения. Вилочная часть электрического соединения трехконтактная, один контакт предназначен для заземления, т.е. соединения корпуса электрорадиатора с корпусом судна. Технические характеристики судовых грелок даны в табл. 24.
Таблица 24
Для обогрева пожароопасных и взрывоопасных помещений используют электрорадиаторы КГ1 или КГ2 взрывозащищенного исполнения. Конструкция электрорадиатора состоит из трубчатых электронагревателей V - образной формы, на которых крепят тонкие стальные пластины - ребра. Концы нагревательных элементов и кабеля подключения электрорадиатора к сети вмонтированы в коробку выводов с сальниками.
По Правилам Регистра в пожароопасных и взрывоопасных помещениях допускается применение электронагревательных приборов только стационарного типа. На всех отопительных и нагревательных приборах должны быть предусмотрены отключающие устройства.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.