logo
СЭУ оригинал

§ 25. Судовые устройства и системы

Для обеспечения необходимых эксплуатационных и навигационных ка­честв каждое судно оборудовано судовыми устройствами и системами. Есть устройства, которыми оборудуются все суда независимо от их назначения, например рулевое, якорное, швартовное, спасательное и др.

На специализированных судах имеются дополнительные, свойствен­ные только данному типу судов, устройства: для крепления контейнеров, леса, вагонов; носовые и кормовые аппарели (составная платформа, пред­назначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помо­щью тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно) траловые устройства и др.

Рулевое устройство служит для управления судном во время движения и состоит из поста управления (ПУ), который находится в ходовой рубке, передачи от ПУ к рулевой машине, рулевого привода и руля, который непос­редственно обеспечивает управляемость судна.

Для улучшения маневренности, некоторые суда снабжаются подруливающим (или подруливающими) устройством.

Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь вдали от берега и обеспечивает надежное крепление его к грунту с помо­щью якоря и якорной цепи. В него входят специальные лебедки с горизон­тальной осью вращения барабана (брашпили) и с вертикальной осью вра­щения барабана (шпили).

Якорь соединяется с корпусом судна якорной цепью, состоящей из отдельных, соединенных друг с другом, смычек длиной 23 - 27 м. Для про­хождения цепи в корпусе судна имеются специальные отверстия - цепные клюзы.

Швартовное устройство предназначено для крепления судна к при­чальным сооружениям и другим судам. Швартовное устройство состоит из швартовных клюзов, швартовных тросов (швартов), киповых планок, кнехтов и швартовных механизмов. Швартовные клюзы - это специальные отвер­стия в фальшборте судна, которые служат для пропускания швартовных тро­сов с судна на берег. Швартовы, идущие от носа или кормы к причалу в том же направлении, называются продольными, в обратном направлении -шпрингами, перпендикулярно к ДП (или близко к этому направлению) - при­жимными.

Кнехты - чугунные литые или стальные сварные жестко прикрепленные к палубе тумбы - служащие для закрепления швартовов.

В качестве швартовных механизмов применяются шпили, брашпили, швартовные лебедки.

Спасательное устройство служит для крепления, размещения, спуска и подъема спасательных катеров и шлюпок. Спасательные катера и шлюпки устанавливаются в доступных местах на открытой палубе на поперечных подставках (кильблоках). Подъем и спуск шлюпок осуществляется при помощи шлюпбалок с электрическим приводом.

Грузовое устройство служит для осуществления грузовых операций судо­выми грузовыми средствами. Наибольшее распространение получили легкие грузовые стрелы с лебедками. На универсальных судах имеются тяжеловес­ные краны грузоподъемностью 50 - 100 т, на некоторых судах - до 500 т. В после­дние годы все шире применяются грузовые поворотные краны с электричес­ким или гидравлическим приводом. Специализированные суда оборудуются козловыми кранами, транспортерными лентами, грузовыми лифтами.

Общесудовыми системами являются:

- балластная (обеспечивает балластировку судна посредством заполнения забортной водой отдельных цистерн и танков для удержания судна на ровном киле при расходовании судовых запасов);

- осушительная (обеспечивает удаление воды из сточных колодцев МО и трюмов за борт),

- противопожарные (обеспечивают тушение пожара с помощью воды, пара, инертного газа или пены);

- бытовые (обеспечивают водоснабжение, отопление, кондициони­рование воздуха, вентиляцию).