logo
СЭУ оригинал

§ 51. Выбор типа и мощности электродвигателя

Выбор типа электродвигателя, его мощности и системы элект­ропривода определяются технологическими требованиями судово­го исполнительного механизма и условиями его работы. Выбор электродвигателя для судового электропривода зависит также от рода тока, напряжения и частоты судовой сети.

Мощность электродвигателя выбирается исходя из условий его нагревания при номинальном значении тока нагрузки и задан­ного режима работы. При завышении номинальной мощности вы­бранный электродвигатель не будет полностью загружен. Это обусловливает его работу с низким к. п. д., а у асинхронных дви­гателей и с низким cosφ, что экономически делать нецелесообраз­но. Заниженная номинальная мощность двигателя вызовет его перегрузку и перегрев обмоток, что приведет к резкому сокра­щению срока службы электродвигателя.

Выбранные по нагреву электродвигатели, работающие с пере­менной нагрузкой, должны быть проверены на перегрузочную спо­собность λ по моменту (λ =М /М , где М - максималь­ный момент электродвигателя; М - номинальный момент элект­родвигателя). Перегрузочная способность двигателей постоянного тока обусловлена предельным током коммутации, безопасным для коллектора, и принимается λ = 2,5 ÷ 3,0. Перегрузочная способ­ность асинхронных электродвигателей трехфазного переменного тока зависит от критического момента и принимается: λ = 1,7 ÷ 2,5 для асинхронных электродвигателей нормального исполне­ния; λ = 2,5 ÷ 4,0 для асинхронных электродвигателей серии МАП, предназначенных для привода судовых механизмов с тяжелыми условиями работы. При проверке электродвигателя по перегрузоч­ной способности должно соблюдаться условие М / М ≤ λ , где М - максимальное значение момента, взятого с нагрузочной диаграммы; λ - коэффициент допустимой перегрузки по моменту, принятый по каталогу.

Если условие перегрузочной способности электродвигателя не соблюдается, приходится выбирать по каталогу следующий по мощности электродвигатель.

Электродвигатели, работающие в тяжелых условиях с боль­шим числом включений в час, проверяют на допустимое число включений. Особенно это важно делать для асинхронных электро­двигателей с короткозамкнутым ротором, так как метод эквива­лентных величин для этих двигателей недостаточно точно учиты­вает потери, вызванные пусковыми и тормозными токами. Приближенно допустимое число включения в час для асинхрон­ных электродвигателей можно определить по формуле

,

где t - продолжительность пуска электродвигателя, с;

- кратность пускового тока по каталогу.

Если число включений электродвигателя, обусловленное тех­нологическими требованиями исполнительного механизма, окажет­ся больше допустимого числа включений, то выбирают электро­двигатель большей мощности.