logo
СЭУ оригинал

§ 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы

Целью ухода и наблюдения за дизелем во время работы является обеспечение его длительной безостановочной эксплуатации на задан­ных режимах с минимальными расходом топлива и износом деталей.

Уход и наблюдение заключаются в контроле за состоянием дизеля, его устройств и систем, в устранении отклонений от заданного режи­ма, а также выполнении ряда профилактических работ, не требующих остановки дизеля.

За работой дизеля и его систем наблюдают по показаниям конт­рольно-измерительных приборов, по сигналам системы аварийно-пред­упредительной сигнализации, а также путем осмотра, на слух и на ощупь.

Показания приборов должны находиться в пределах, предусмот­ренных инструкцией по эксплуатации дизеля. Установленная правила­ми обслуживания периодичность контроля за параметрами работы ди­зеля через 1 - 2 ч позволяет своевременно обнаруживать и устранять нарушения регулировки его, незначительные перегрузки и другие де­фекты, не приводящие непосредственно к аварии дизеля. В случае вы­хода из строя узлов системы охлаждения, масляной и некоторых дру­гих продолжительность работы тихоходного дизеля от момента возник­новения дефекта до самопроизвольной остановки или поломки его не превышает 5 - 10 мин (1 - 2 мин для быстроходного дизеля). Обеспечить такую периодичность контроля при совмещении профессий обслуживаю­щий персонал не имеет возможности. Поэтому контроль за системами на судах, работающих без постоянной вахты в машинном отделении, осуществляется системой АПС, датчики которой подают сигнал о неис­правности практически в момент ее появления.

Во время ухода за действующим дизелем обслуживающий персонал обязан:

а) наблюдать за работой дизеля по приборам, на слух и на ощупь, следить за дымностью выпуска;

б) периодически смазывать места ручной смазки;

в) пополнять масленки, маслосборники, масляные баки, расходные топливные баки, расширительные баки системы охлаждения, воздушные пусковые баллоны, заряжать аккумуляторы;

г) спускать отстой воды из масляных и топливных расходных цистерн;

д) спускать воздух и отстой из фильтров, переключать фильтры на чистые секции и промывать загрязненные секции;

е) регулировать температуру и давление воды и масла перепускными клапанами, вентилями и кранами;

ж) устранять течь и пропуски в трубопроводах;

з) очищать и обтирать дизель от подтеков топлива, масла и воды; и) при необходимости регулировать параметры рабочего цикла ди­зеля.

На судах, оборудованных средствами комплексной автоматизации, некоторые из перечисленных операций как-то: пополнение топливом, маслом и водой расходных цистерн, расширительных баков и масло­сборников, воздухом - пусковых баллонов, регулирование температу­ры охлаждающей воды и масла, могут производиться автоматически.

Во время работы дизель обслуживает личный состав вахты. При совмещении профессий вахтенный начальник (штурман-помощник ме­ханика) должен проверять состояние дизеля не реже одного раза за 4 ч (при сдаче и приеме вахты) и во всех случаях нарушений нормаль­ной работы. Рулевые-мотористы обслуживают дизель в соответствии с графиком профилактических работ или по указанию вахтенного на­чальника.

Трудоемкие профилактические или ремонтные работы на ходу суд­на выполняются, как правило, под руководством механика, если он свободен от штурманской вахты, или его помощника. При необходимо­сти судно ставят на якорь.