logo
СЭУ оригинал

§ 8. Двигатели типа д6

Быстроходные дизели типа Д6 встречаются на флоте на многих типах судов как в качестве главных, так и вспомогательных двигателей. Основные данные по различным модификациям дизелей данного типа приведены в табл. 3. В марки этих дизелей могут входить буква С. Означающая, что двигатель имеет алюминиевый блок, и буква Л - двигатель левой модели.

Двигатель 3Д6 (рис. 1.9) имеет несущий картер 4, который крепится к судовому фундаменту двумя лапами 23 кожуха моховика и носовой балкой. Под картером расположен силуминовый поддон 2. Коренные подшипники со стальными вкладышами и с заплавкой из свинцовистой бронзы выполнены на подвесках 3.

Блок цилиндров 6 крепится к картеру вместе с головкой двигателя анкерными шпильками, ввернутыми в картер. Вставные стальные втулки 9 цилиндров

Таблица 3

* Двигатели маркируются по мощности на выходном валу реверс-редуктора.

** л – левого, п – правого ряда цилиндров.

уплотнены в нижней части тремя резиновыми кольцами, зажимаемыми при креплении блока.

В верхней части плотность фланца обеспечивается лишь его пригон­кой. Общая для всех цилиндров головка 16 крепится, помимо анкерных шпилек, сшивными шпильками 19. Под головку кладется цельная алю­миниевая прокладка. Головка закрыта сверху колпаком 13.

Поршень 20 из алюминиевого сплава укороченный. На его головке два уплотнительных кольца и два кольца, являющихся одновременно и уплотнительными и маслосъемными. В нижней части тронка установ­лено одно маслосъемное кольцо. Палец поршня плавающий, зафикси­рованный заглушками. Стержень шатуна 22 двутавровый, поршневой подшипник образован втулкой из оловянистой бронзы и смазывается оседающим через отверстия головки шатуна масляным туманом. Кри­вошипная головка неотъемная, с косым разъемом. Вкладыши криво­шипного подшипника заплавлены свинцовистой бронзой.

Коленчатый вал двигателя цельный, с полыми шейками и круглы­ми щеками. Полости шеек используются для канализации масла, под­водимого через носовой торец вала.

У каждого цилиндра двигателя по два впускных и по два выпуск­ных 17 клапана, которые открываются непосредственным воздействием на них кулачковых шайб, выполненных заодно с распределительными валами впуска 14 и выпуска 15. Впускной 10 и выпускной 18 коллекторы расположены с разных сторон двигателя.

Топливная система с ротационным подкачивающим насосом, войлоч­ным фильтром, стандартным золотниковым блочным насосом 8 и фор­сунками 12 закрытого типа с фильтром высокого давления. Давление подъема иглы составляет 210 кгс/см . Регулятор всережимный прямого действия.

Масляная система выполнена по схеме с масляным баком. Шесте­ренчатый масляный насос 1 состоит из трех секций: двух откачивающих и одной нагнетательной. Откачивающие секции засасывают масло раз­дельно из кормовой и носовой частей поддона. Трубчатый холодильник включен после откачивающих секций, а проволочно-щелевой фильтр 5 с элементами АСФО или без них - после нагнетательной. Дизели по­ставок последних лет имеют маслопрокачивающий электронасос.

Охлаждение двигателя замкнутое. Насос забортной воды лопастной самовсасывающий, внутреннего контура - центробежный. Водяной хо­лодильник трубчатый. В систему включен терморегулятор.

Двигатель пускается электростартером 21. Кроме того, двигатель оборудован автоматическими клапанами 11 цилиндров и общим диско­вым воздухораспределителем для воздушного пуска, но на судах он не применяется.

Пост управления имеет рукоятку 7 для изменения частоты враще­ния, кнопку для включения стартера и рычаг для управления реверс-редуктором, включаемым вручную. Для двигателя разработаны и внедрены несколько видов ДУ, но наиболее распространено тросиковое. Автоматизированным управлением он не оборудуется.

На ряде теплоходов двигатель ЗД6 работает на режиме 1350 об/мин при мощности 150 л. с.

Двигатели 7Д6 отличаются от ЗД6 в основном отсутствием реверс-редуктора, двигатели ЗД6Н - наличием наддува. Двигатели ЗД12 и 7Д12 имеют V-образное расположение цилиндров.

Рис. 1.9. Поперечный разрез двигателя 3Д6