Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл.17.
Таблица 17. Электролит для щелочных аккумуляторов
Если составной электролит готовится из отдельных компонентов - едкого калия, едкого натрия и едкого лития, то в готовый раствор едкого калия плотностью 1,19- 1,21 г/см добавляется едкий литий из расчета 20г на 1л раствора; в готовый раствор едкого натрия плотностью 1,17- 1,19 г/см3 едкий литий из расчета 10г на 1л раствора.
Количество электролита в литрах, необходимое для заливки аккумуляторных батарей, указано в табл.9.
Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, и вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат, а также питьевая вода (кроме минеральной). Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках или стеклянных сосудах, имеющих плотно закрывающиеся крышки. Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения в дистиллированной или обычной воде необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно 3 - 6 ч), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше +30 °С раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
Состав электролита, применяемого для кадмиево-никелевых и железо-никелевых аккумуляторов, в зависимости от температурных условий приведен в табл.18.
Таблица 18. Состав электролита в зависимости от температурных условий
Температура воздуха,°С | Состав электролита | Плотность г/см |
От -19 до +35
От -20 до -40 | Составной калиеволитиевый раствор; раствор едкого калия с добавкой 20г моногидрат лития на 1л Раствор едкого калия | 1,19- 1,21
1,25- 1,27 |
Ввод в эксплуатацию щелочных аккумуляторов. Перед эксплуатацией необходимо удалить с поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки междуэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, надо снять ветошью, слегка смоченной в керосине.
Затем аккумуляторы заливают электролитом, дают им постоять не менее 2 ч (для пропитки пластин) и проверяют вольтметром напряжение на каждом из них. При отсутствии напряжения на аккумуляторе надо оставить его еще на 10 ч. после чего вновь проверить напряжение. Если и при этом оно будет равно нулю, аккумулятор следует заменить. После двухчасовой пропитки проверяют уровень электролита над пластинами аккумуляторов, который должен быть не менее 5 и не более 12 мм.
Затем аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2 - 4 цикла режимом: заряд - нормальным током заряда в течение 12 ч, разряд - нормальным током разряда в течение 8 ч, до напряжения не менее 1В на худший аккумулятор в каждой батарее. После этого проводится контрольный цикл на режиме: заряд - нормальным током заряда в течение 6 ч, разряд-нормальным током разряда до напряжения не ниже 1В на худший аккумулятор. Если при этом емкость будет не ниже номинальной, аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита. При более длительном хранении электролит подлежит замене.
Во избежание поглощения электролитом углекислого газа из воздуха в каждый аккумулятор рекомендуется вливать вазелиновое масло в количестве, указанном в табл.19. При отсутствии вазелинового масла вливают керосин, в том же количестве.
Таблица 19. Количество добавляемого в электролит вазелинового масла
Смена электролита. Перед сменой электролита, которая производится через каждые 100-150 циклов, аккумуляторы разряжают током восьмичасового режима до напряжения 1В на аккумулятор. Старый электролит выливают, энергично встряхивая батарею для удаления грязи из сосуда.
Затем аккумуляторы промывают подщелоченной отстоянной или дистиллированной водой и энергично встряхивают.
После промывки аккумуляторы немедленно заливают электролитом и после двухчасового отстоя замеряют его плотность, при необходимости доводят его до требуемого значения, после чего аккумуляторы закрывают пробками. Электролит заменяют также в случае использования аккумуляторов при температурах -20 °С и ниже.
Срок службы аккумуляторов и батарей сокращается вследствие: систематических не дозарядов; глубоких разрядов (ниже конечных напряжений); падения уровня электролита ниже верхнего края пластин; повышенной плотности электролита при температуре выше 0°С; повышения температуры электролита.
Заряд щелочных аккумуляторов и батарей. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются режимы заряда, приведенные в табл. 20. Не допускается повышение температуры при заряде более +45 °С составных электролитов и более +35 °С для электролитов без добавки едкого лития. В
случае превышения указанных температур необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть. У исправных и правильно включенных аккумуляторов напряжение при нормальном токе заряда должно быть в начале заряда 1,40 - 1,45 В; в конце заряда 1,75 - 1,95 В.
Разряд щелочных аккумуляторов и батарей. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может проводиться током различной силы, не ниже допускаемого конечного напряжения (табл.21).
Таблица 21. Конечное напряжение разряда в зависимости от его режима
При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует проводить контрольные электрические испытания следующим образом. Аккумуляторы или батареи подвергают двум тренировочным циклам и одному контрольному. На первом и втором тренировочных циклах заряд проводится нормальным током в течение 12ч, а разряд - нормальным током в течение 8 ч, но до напряжения не ниже 1,1В на аккумулятор. Третий цикл является контрольным: проводится заряд нормальным током в течение 6 ч и разряд нормальным током в течение 8ч.
При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора: при заряде - в начале и конце заряда; при разряде - в начале разряда, через 6, 7 и 8 ч разряда. Аккумуляторы, имеющие через 6 ч разряда напряжение 1В и ниже, подлежат замене.
Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.