§ 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
детали, системы и устройства
Поршневым ДВС называется такой тепловой, двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего внутри рабочего цилиндра, превращается в тепловую, а затем с помощью кривошипно-шатунного механизма преобразуется в механическую.
П Рис. 1.2 Схема четырехтактного тронкового двигателя
Прямолинейное движение поршня преобразуется шатуном 12 и кривошипом 2 во вращательное движение коленчатого вала. Во время работы двигателя поршень, перемещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения: верхнее и нижнее. Крайнее верхнее положение поршня называется верхней мертвой точкой (в. м. т.), а крайнее нижнее - нижней мертвой точкой (н. м. т.). Расстояние между мертвыми точками (м. т.), измеренное по оси цилиндра, называется ходом поршня, который обозначается буквой S. По рис. 1.2 нетрудно установить, что S=2R, т. е. ход поршня равен двум радиусам кривошипа. Одному ходу поршня соответствует угол поворота коленчатого вала на 180°. Следовательно, при повороте вала на 360° поршень совершит два хода.
Комплекс последовательных процессов, периодически повторяющийся в каждом цилиндре и обуславливающий работу двигателя, называется рабочим циклом. Часть цикла, происходящая на протяжении одного хода поршня, называется тактом.
* 1 Мн/м ≈ 10,2 кгс/см ≈ 10,2 ат ≈ 1,02 МПа.
Рабочий цикл может совершаться за четыре или за два хода поршня, в соответствии с чем двигатели называются четырехтактными или двухтактными. У четырехтактных двигателей на каждые четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала приходится один рабочий ход, а у двухтактного двигателя один рабочий ход - на два хода поршня или на один оборот коленчатого вала. Нерабочие ходы поршня являются вспомогательными и совершаются за счет кинетической энергии движущихся частей двигателя, приобретаемой ими за период рабочего хода.
Сгорание топлива непосредственно в цилиндре является наиболее рациональным и позволяет обойтись без промежуточного рабочего тела (пара) и без дополнительных устройств (котлов, пароперегревателей и т. д.), необходимых для его приготовления. Благодаря этому уменьшаются тепловые потери. Следовательно, ДВС наиболее экономичны из всех тепловых двигателей. В современных двигателях в полезную работу превращается до 30 - 43% теплоты, получаемой при сгорании топлива, тогда как в паровых турбинах ее используется 20 - 26%, в газовых 20 - 30%, а в паровых машинах 10 - 20%.
Основной характеристикой двигателя служит эффективная мощность N , развиваемая на коленчатом валу и отдаваемая потребителю энергии (на судовых двигателях гребному винту или электрогенератору). Мощность, развиваемая в цилиндрах двигателя, называется индикаторной N . Эффективная мощность меньше индикаторной на величину потерь мощности, затрачиваемой на преодоление трения в механизме двигателя, на привод механизмов, навешенных на двигатель, а также на преодоление сопротивлений, возникающих при наполнении цилиндров свежим зарядом и при очистке их от отработавших газов.
Основным показателем экономичности двигателя является удельный эффективный расход топлива на единицу мощности в час, который для наиболее экономичных двигателей (дизелей) составляет 200 - 230 г/квт ч или 145 - 170 г/л. с. ч. Эффективный расход топлива у паросиловых установок значительно выше и колеблется в пределах 300 - 450 г/квт ч.
В связи с низкой экономичностью суда с паровыми машинами не строят.
Современный судовой ДВС представляет собой сложную машину, состоящую из множества различных деталей, механизмов и устройств, обеспечивающих его работу.
Для удобства изучения все детали двигателя, механизмы и устройства принято группировать следующим образом: а) основные детали; б) системы; в) устройства.
Основные детали разделяются на неподвижные, составляющие остов двигателя, и подвижные. К деталям остова (см. рис. 1.2) относятся блок цилиндров 9, рабочая втулка 10, станина 3, фундаментная рама 1 и крышка цилиндра 5, а к подвижным - поршень 11, шатун 12, коленчатый вал 13. Кроме того, у двигателей больших мощностей к подвижным деталям могут относиться шток и крейцкопф, не показанные на рисунке. Изображенный на рис. 1.3 механизм для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала, состоящий из кривошипа и шатуна, называется кривошипно-шатунным.
У двигателей больших мощностей в кривошипно-шатунный механизм входят, кроме того, шток 2 (рис. 1.3) и крейцкопф 1. В зависимости от конструкции кривошипно-шатунного механизма двигатели разделяются на тронковые, у которых поршни соединяются непосредственно с шатунами (см. рис. 1.2), и крейцкопфные, у которых поршни с шатунами соединяются с помощью штоков и крейцкопфов (см. рис. 1.3).
Системой называется комплекс деталей, механизмов и приборов, выполняющих какую-либо определенную функцию по обеспечению работы двигателя.
Каждый двигатель, независимо от типа и мощности, имеет следующие системы.
Система газораспределения. Состоит из впускного 6 и выпускного 7 (см. рис. 1.2) клапанов, распределительного вала 4 и привода к нему, привода к клапанам 8, впускного и выпускного коллекторов, не показанных на рисунке. У двухтактных двигателей функцию клапанов выполняют прорези в стенках цилиндра, называемые впускными и выпускными окнами. Некоторые двухтактные двигатели имеют клапаны. Эта система обеспечивает своевременное заполнение цилиндров свежим зарядом и очистку их от продуктов сгорания.
Топливная система. Предназначена для непрерывного питания двигателя топливом. В нее входят: топливные цистерны для хранения запаса топлива на судне; расходные топливные цистерны (дежурные), из которых топливо подается к двигателю; сепараторы; трубопроводы; фильтры для очистки топлива; перекачивающие насосы; насосы для подачи топлива под давлением в цилиндры (топливные насосы); форсунки - топливные клапаны, служащие для распыливания топлива в цилиндре, система подогрева. У двигателей, работающих на тяжелых сортах топлива, в топливную систему, кроме того, входят устройства для подогрева топлива. Рис. 1.3 Схема крейцкопфного двигателя
Система смазки. Обеспечивает смазку трущихся частей и их охлаждение. В нее входят цистерны для хранения свежего масла и сбора отработавшего, трубопроводы, перекачивающие насосы, сепараторы, устройства для подачи масла к трущимся поверхностям, устройства для очистки и охлаждения масла, контрольно-измерительные приборы.
Система охлаждения. Предназначена для устранения перегрева частей двигателя, соприкасающихся с горячими продуктами сгорания. В нее входят трубопроводы, насосы, фильтры, холодильники и контрольно-измерительная аппаратура.
Система регулирования частоты вращения коленчатого вала.
Система контроля, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты. Обеспечивает нормальную и безаварийную работу двигателя.
Все перечисленные системы создают условия для нормальной работы двигателя. Если какая-либо из систем прекратит свое действие, то двигатель не будет работать.
При нарушении смазки или охлаждении двигателя он может остановиться вследствие заклинивания поршней в цилиндрах, задира и расплавления подшипников.
Под устройством понимается комплекс деталей, механизмов и приборов, предназначенных для управления двигателем и контроля за его работой.
К устройствам относятся: пусковое - для раскручивания коленчатого вала при пуске двигателя в ход, реверсивное - для изменения направления вращения коленчатого вала с целью обеспечения хода судна «вперед» и «назад», управления - для изменения режима работы двигателя, устройства для приготовления и хранения сжатого воздуха, обеспечивающие воздухом пусковые и реверсивные устройства.
В зависимости от типа, назначения и мощности двигателя отдельных устройств на нем может не быть. Так, например, у вспомогательных двигателей нет реверсивного устройства, устройства для приготовления сжатого воздуха, а у маломощных двигателей - пускового устройства. Пуск таких двигателей производится рукояткой, с помощью которой их коленчатый вал раскручивается вручную.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.