logo
СЭУ оригинал

Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.

Электрическое оборудование, применяемое на судах, должно быть установлено таким образом, чтобы оно не создавало условий для поражения током обслуживающего персонала, а также лиц, находящихся на судне.

Электрооборудование, электроприборы и детали электрической проводки должны быть сконструированы, установлены и проверены так, чтобы они не могли вызывать взрывов, пожара или же выделять газы или пары, род и концентрация которых опасны для людей.

Для подключения питания, от внешнего источника электроэнергии на судне должен быть предусмотрен щит питания с берега и штатный судовой кабель, который должен храниться на вьюшке.

В местах, где возможно поражение человека электрическим током должны быть установлены знаки безопасности.

Вторичные обмотки понижающих трансформаторов малого напряжения (42В) должны быть заземлены. Если обмотки трансформаторов конструктивно выполнены несоприкасающимися или с двойной (усиленной изоляцией), должен заземляться магнитопровод. При этом вторичные обмотки не заземляются.

Розетки, устанавливаемые на открытых палубах и в сырых помещениях, должны иметь выключатели, отключающие все провода розеток под напряжением.

Все находящиеся на судне люди должны быть защищены от опасных и вредных влияний, угрожающих здоровью и жизни (травм, ожогов, поражения электрическим током и т.п.).

Электрическая сеть напряжением от 42 до 220 В для применения электрических ручных машин и бытовых переносных светильников должна быть оборудована розетками с индивидуальными устройствами защитного отключения (УЗО), а подсоединения группы розеток к общей сети должны производиться через групповые фидерные устройства защитного отключения или разделяющие трансформаторы.

При использовании одного устройства защитного отключения для защиты нескольких электроустановок следует предусмотреть, чтобы суммарное значение номинальных токов подключаемых потребителей не превышало номинального значения тока, на которое рассчитано данное УЗО.

В гладильнях должны предусматриваться покрытия палуб из неэлектропроводного материала.

Установка штепсельных розеток для утюгов в прачечных не допускается.

Запрещается заземлять вторичные обмотки разделительных трансформаторов.

Первая помощь пострадавшим от электрического тока

Основными условиями успеха при оказании первой помощи пострадавшим являются спокойствие, быстрота действий, знания и умение оказывать помощь. Поэтому весь судовой персонал должен периодически проходить инструктаж о способах оказания первой помощи, а также практическое обучение приемам освобождения от электрического тока, выполнение искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Занятия должен проводить медицинский работник или (при его отсутствии) лицо, ответственное за электрохозяйство судна.

В местах постоянного дежурства персонала должны иметься:

- набор (аптечка) необходимых приспособлений и средств для оказания первой помощи;

-плакаты, посвященные правилам оказания первой помощи, выполнения искусственного дыхания и наружного массажа сердца, вывешенные на видных местах.

Последовательность оказания первой помощи:

а) устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия тока, погасить горящую одежду и т.д.);

б) определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;

в) выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложить повязку и т.п.);

г) поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

д) вызвать медицинскую помощь или врача либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Освобождение от действия электрического тока

Первым действием оказывающего помощь должно быть немедленное отключение той части электроустановки, которой касается пострадавший, с принятием мер по предупреждению возможного падения пострадавшего с высоты. При отключении может одновременно погаснуть электрический свет. В связи с этим при отсутствии дневного освещения необходимо позаботиться об освещении от другого источника (аварийное освещение, аккумуляторные фонари и т.п.) с учетом взрыво- и пожароопасности помещения.

Если отключить установку достаточно быстро нельзя, необходимо принять иные меры к освобождению пострадавшего от действия тока. Во всех случаях оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться каким-либо сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно также оттянуть его за одежду, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам.

Для изоляции рук оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку сухой материей. Можно также изолировать себя, встав на резиновый коврик или не проводящую электрический ток подстилку.

Если пострадавший судорожно сжимает в руке токоведущий элемент, можно перебить провода топором с сухой деревянной ручкой или перекусить их инструментом с изолированными рукоятками. Перерубать или перекусывать провода необходимо пофазно, т.е. каждый провод в отдельности.

Защитные изолирующие средства при обслуживании

электрооборудования

Рис. 2.158. Средства индивидуальной защиты от поражения электротоком:

а - инструмент с изолированными рукоятками; б - изолирующие клещи (для смены предохранителей); в - диэлектрические перчатки; г - диэлектрические коврик и дорожка; д - изолирующая подставка; е - диэлектрические галоши; ж - диэлектрические боты.

К защитным изолирующим средствам при обслуживании электрооборудования относятся средства индивидуальной защиты (рис. 2.158), защищающие персонал, обслуживающий электрооборудование от поражения электрическим током, воздействия электрической дуги и т.п.

Все защитные изолирующие средства делятся на основные и дополнительные. Основными называются такие средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановок и используя которые, можно касаться токоведущих частей, находящихся под напряжением. Дополнительные изолирующие средства обладают меньшей электрической прочностью и предназначены для усиления защитного действия основных изолирующих средств, вместе с которыми они должны применяться, а также защищать от поражения при случайном прикосновении к токоведущим частям. Основные защитные средства испытываются на трехкратное рабочее напряжение той электроустановки, на которой они применяются.

К основным защитным изолирующим средствам в электроустановках напряжением до 1000 В относятся:

- диэлектрические перчатки;

- инструмент с изолированными рукоятками; - указатели напряжения.

К дополнительным защитным изолирующим средствам (до 1000 В) относятся:

- диэлектрические галоши и боты;

- диэлектрические резиновые коврики;

- изолирующие подставки.

К дополнительным защитным средствам относятся также средства защиты от световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, противогазы, специальные рукавицы и т.д.).

Все защитные изолирующие средства при приемке в эксплуатацию необходимо проверять и подвергать испытанию, а в процессе эксплуатации периодически осматривать (контрольные осмотры) и подвергать электрическим и механическим испытаниям в установленные сроки (табл. 26).

Таблица 26

Примечание. Резиновые коврики и дорожки испытывают, протягивая цилиндрическими электродами со скоростью 2-3 м/с. При этом ток утечки не должен превышать 5 мА,

На защитные средства, прошедшие испытания (кроме инструмента), ставится штамп или клеймо с датой испытания.

Запрещается использовать защитные изолирующие средства, имеющие механические повреждения, истекший срок испытания, а также применять их не по назначению, на открытом воздухе в сырую погоду (дождь, туман, снег и т.п.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемов Г.А., Волошин В.П., Захаров Ю.В., Шквар А.Я. Судовые энергетические установки. Л.: Судостроение, 1987 - 480 с.

2. Большая энциклопедия транспорта. Т.S. под редакцией доктора технических наук, профессора Галки В.Л. Санкт - Петербург, 2000 - 378 с.

3. Лалаев Г.Г. Судовые холодильные установки и системы кондиционирования. М.: Транспорт, 1990 - 248 с.

4. Лебедев О.Н., Сомов В.А., Калашников С.А. Двигатели внутреннего сгорания речных судов. М.: Транспорт, 1990 - 328 с.

5. Полянский В.Ф., Попов А.В. Электрооборудование судов и предприятий. М.: Транспорт, 1979 - 304 с.

6. Самодолов Т.Т. Электрооборудование и радиосвязь речных судов. М.: Транспорт, 1981 - 304 с.

7. Сергиенко Л.И., Устинов А.П., Драгомарецкий Г.Г. Электрооборудование морских судов. М.: Транспорт, 1980 - 328 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

§ 1. Судовая энергетическая установка………………………………….……5

§ 2. Классификация и маркировка судовых дизелей…………………….…..8

§ 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные

детали, системы и устройства…………………………………………………10

§ 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля………...13

§ 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля…………….16

§ 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей………………..18

§ 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа НФД48У…...19

§ 8. Двигатели типа Д6………………………………………………………...25

§ 9. Двигатели М400 и М 50…………………………………………………..28

§ 10. Вспомогательные двигатели……………………………………….……31

§ 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной

стоянок…………………………………………………………………….……33

§ 12. Пуск дизеля………………………………………………………………35

§ 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки………………………………………38

§ 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы………………….41

§ 15. Реверсирование и остановка дизеля…………………………………….42

§ 16.Турбинные и ядерные силовые установки……………………………...44

§ 17. Системы автоматического управления СЭУ…………………………...48

§ 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты…………...49

§ 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы

кондиционирования воздуха………………………………………………….50

§ 20. Холодильные машины и провизионные кладовые……………………56

§ 21. Задачи кондиционирования воздуха…………………………………...58

§ 22. Классификация систем кондиционирования………………………….60

§ 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования

воздуха…………………………………………………………………………61

§ 24. Судовые кондиционеры………………………………………………...73

§ 25. Судовые устройства и системы………………………………………...80

§ 26. Водоопреснительные установки……………………………………….82

РАЗДЕЛ II. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

§ 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)………………..85

§ 28.Аварийные электростанции (АЭС)………………………………...88

§ 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его

стабилизации………………………………………………………………….90

§ 30. Системы автоматического регулирования напряжения……………..91

§ 31. Параллельная работа генераторов……………………………………101

§ 32. Судовые генераторы…………………………………………………..111

§ 33. Судовые аккумуляторы……………………………………………….114

§ 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом

(ручного управления)……………………………………………………..129

§ 35. Контакторы постоянного и переменного тока………………………134

§ 36. Реле…………………………………………………………………….136

§ 37. Аппараты контроля неэлектрических величин……………………...145

§ 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие

предохранители……………………………………………………………...149

§ 39. Бесконтактные электрические аппараты…………………………….154

§ 40.Основы электропривода и электромеханические свойства

двигателей постоянного тока……………………………………………….157

§ 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного

тока……………………………………………………………………………160

§ 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока………………165

§ 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока……167

§ 44. Торможение двигателей постоянного тока…………………………..169

§ 45. Механические характеристики электродвигателей переменного

тока……………………………………………………………………………171

§ 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей…………………...174

§ 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей………..177

§ 48. Торможение асинхронных двигателей……………………………….178

§ 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей……………..179

§ 50. Расчет мощности двигателя электропривода………………………...181

§ 51. Выбор типа и мощности электродвигателя…………………………..184

§ 52. Классификация систем управления электрическими приводами…..185

§ 53. Принципы построения и изображения электрических схем………..186

§ 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и

переменного тока…………………………………………………………….187

§ 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и

переменного тока…………………………………………………………….189

§ 56. Системы автоматического управления реверсированием и

торможением электродвигателей постоянного и переменного тока……..196

§ 57. Система генератор – двигатель……………………………………….199

§ 58. Системы управления с дросселями и управляемыми

выпрямителями………………………………………………………………202

§ 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами…..204

§ 60. Рулевые электроприводы……………………………………………..205

§ 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств…………………...212

§ 62. Электропривод шлюпочной лебедки Чертеж ДО80 – 61 – 025ЭО...216

§ 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,

компрессоров) и их системы управления………………………………….218

§ 64. Электрические сети. Классификация систем распределения

электрической энергии и сетей……………………………………………..227

§ 65. Судовые кабели и провода……………………………………………231

§ 66. Расчет судовых электрических сетей………………………………...234

§ 67. Монтаж кабелей и проводов………………………………………….237

§ 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное

устройство…………………………………………………………………...241

§ 69. Электронагревательные и отопительные приборы…………………243

§ 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические

источники света……………………………………………………………..250

§ 71. Осветительные приборы и отличительные огни……………………253

§ 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные

отмашки………………………………………………………………………257

§ 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели…………..263

§ 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация……………….268

§ 75. Электробезопасность при эксплуатации судового

электрооборудования………………………………………………………..274

62