§ 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
Судовые электрические машинные телеграфы относятся к системам синхронной связи, которые обеспечивают командную связь между рулевой рубкой и машинным отделением. По принципу действия системы синхронной связи подразделяются на системы импульсного действия и индукционные.
В системах импульсного действия синхронная передача перемещений осуществляется отдельными равными импульсами тока, а перемещение выходных органов, механически между собой не связанных, происходит скачкообразно.
Индукционная система синхронной передачи в отличие от импульсной обеспечивает плавное перемещение выходных органов.
Основными элементами системы синхронной передачи являются: датчик (ведущее звено), посредством которого передаются приказания; приемник (ведомое звено), воспроизводящий переданное приказание, и линия связи между ними.
В настоящее время на судах широко применяется индукционная система синхронной передачи. Основные элементы этой системы - сельсины, которые представляют собой электрические машины с однофазной обмоткой возбуждения и трехфазной синхронизирующейся обмоткой. Однофазная обмотка возбуждения подключается к сети переменного тока и может находиться на статоре или роторе, а трехфазная синхронизирующаяся обмотка соединена в звезду и расположена соответственно на роторе или статоре. В бесконтактных сельсинах обе эти обмотки выполнены на неподвижных частях специальных магнитопроводов.
С точки зрения характеристик системы и принципа действия относительное расположение обмоток не имеет значения.
Принципиальная схема синхронной связи состоящая, из одного датчика и одного приемника, дана на рис. 2.149. Обмотки возбуждения сельсинов получают питание от одного и того же источника переменного тока, а синхронизирующие обмотки соединены между собой таким образом, чтобы их э.д.с. были направлены навстречу одна другой и при одинаковом положении роторов в пространстве были равны, т. е. уравновешивали друг друга.
При повороте ротора сельсина-датчика BG на некоторый угол альфа нарушится равенство э. д. с, индуктируемых в фазах синхронизирующих обмоток сельсина - датчика и сельсина - приемника BE. Между ними возникнет уравнительный ток, который вызовет появление синхронизирующего вращающего момента, направленного в сторону уменьшения угла рассогласования между роторами сельсина-датчика и сельсина-приемника. При закрепленном роторе сельсина - датчика под действием синхронизирующего момента ротор сельсина - приемника повернется на тот же угол альфа, что и ротор сельсина-датчика.
Рис. 2.149. Принципиальная схема индукционной системы синхронной
связи.
Система синхронной передачи позволяет подсоединить к одному сельсину - датчику несколько сельсинов - приемников, т. е. получить соответствующее число контрольных постов управления.
Особенностью судового машинного телеграфа, как средства передачи фиксированных команд, является совмещение в одном приборе элементов двусторонней связи - датчика и приемника, работающих на одну общую шкалу с текстами команд, и наличие системы сигнализации. На рис. 2.150 приведена принципиальная схема машинного телеграфа с индукционной самосинхронизирующейся системой передачи.
Основными элементами схемы являются: передатчик - приемник, состоящий из сельсина - датчика BG1, сельсина - приемника ВЕ2, бленкера HL1, зуммера НА1, понижающего трансформатора TV, регулирующего резистора R и четырех ламп накаливания EL для освещения шкал; приемник-передатчик, состоящий из сельсина - приемника ВЕ1 и ответного сельсина - датчика BG2; следящая система с реле сигнализации К и бленкером HL1; прибор контроля реверсирования КР, скомплектованный из двух контактных систем КР1 (А4) и КР2 (А2); сигнальные приборы (звонок НА2, сигнальная лампа HL2 и ревун НАЗ).
Следящая система приемника - передатчика предназначена для автоматического включения сигнальных приборов в машинном отделении при подаче сигнала и их выключения при подаче правильного ответа.
При повороте рукоятки сельсина - датчика BG1 в положение, при котором стрелка устанавливается против соответствующего текста приказа шкалы телеграфа, возникает рассогласование системы и появляется синхронизирующий момент. Ротор сельсина - приемника ВЕ1 повернется на заданный угол поворачивая механически-связанный с ним диск 1 следящей системы. В результате произойдет замыкание контактов а и б. Реле сигнализации К получит питание. Оно сработает и замкнет свои контакты К в цепи ревуна НАЗ и сигнальной лампы HL2, которые сигнализируют вахтенному персоналу машинного отделения о подаче команды. В рулевой рубке включается зуммер НА 1.
Рис. 2.150. Принципиальная схема машинного телеграфа с индукционной самосинхронизирующейся системой передачи.
При ответе одновременно с поворотом ротора сельсина - датчика BG2 повернутся: диск 2 и контактные кольца 3 и 4, имеющие через систему шестерен механическую связь с ротором сельсина - датчика BG2. Контакт а вновь установится против выреза диска 1. Это приведет к размыканию контактов а и б. В результате обесточится катушка реле сигнализации К, которое разомкнет свои контакты в цепи приборов сигнализации и их действие прекратится.
Контактная система КР1 (А4) прибора контроля реверсирования КР (A3) установлена в пульте управления главными дизелями, а контактная система КР2 (А2) установлена в корпусе приемника - датчика.
Контактная система состоит из латунных сегментов, по которым скользит контактная щетка. В контактной системе КР1 (А4) контактная щетка механически связана с рычагом реверсирования двигателя, а в контактной системе КР2 (А2) контактная щетка через шестеренную передачу соединена с рукояткой сельсина - датчика BG2.
При ответе контактная щетка системы КР2 (А2), следуя за рукояткой сельсина - датчика, поворачивается и скользит, предположим, по сегменту В. Если рычаг реверсирования при выполнении команды вахтенным механиком повернут в направлении «Вперед», то контактная щетка системы КР1 (А4) будет скользить по сегменту «Вперед». Приказ выполнен правильно, и звонок НА2 действовать не будет. Если приказ выполнен неправильно и рычаг реверсирования повернут в направлении «Назад», то контактная щетка системы КР1 (А4) будет скользить по сегменту «Назад», что приведет к замыканию цепи питания звонка НА2, срабатывание которого привлечет внимание вахтенного механика на его ошибку.
Принципиальная схема рулевого указателя с индукционной самосинхронизирующейся системой передачи приведена на рис. 2.151.
Основными элементами схемы являются: сельсин-датчик BG, имеющий механическую связь с баллером руля; сельсины - приемники ВЕ1 и ВЕ2, один из которых установлен в рулевой рубке, другой - в аварийном посту управления; сигнальные бленкеры HL и лампы подсветки EL. Лампы подсветки включены через понижающий трансформатор TV. Резистором R регулируется яркость подсветки ламп. При перекладке руля поворачивается и ротор сельсина - датчика BG, что вызывает нарушение равновесия в системе, синхронной связи. Это приводит к появлению синхронизирующего, момента, в результате которого повернутся на тот же роторы сельсинов - приемников ВЕ1и ВЕ2. Приемники имеют шкалу, градуированную в градусах (до 40°) в обе стороны от нулевого положения. Указательная стрелка на этих шкалах покажет угол перекладки пера руля.
Рис. 2.151. Принципиальная схема рулевого указателя с индукционной
самосинхронизирующейся системой передачи.
На судах, где в качестве основного принят постоянный ток, применяют машинные телеграфы с импульсной системой синхронной связи, принципиальная схема которого показана на рис. 2.152. Схема состоит из двух датчиков В1 и В2, двух приемников U1 и U2, двух сигнальных реле К1 и К2, ревуна НА1 и трещотки НА2. В связи с тем что схема получает питание непосредственно от судовой сети, напряжение которой равно 110 и 220В, а электромагнитные катушки приемников рассчитаны на 55 - 75В, то в цепь катушек включены добавочные резисторы R1 и R2.
Датчики В1 и В2 состоят из коммутатора, представляющего собой барабан из изоляционного материала, на поверхности которого укреплен контактный сегмент, охватывающий дугу 132°. По поверхности барабана скользят три щетки I, II, III, с помощью которых подается питание электромагнитным катушкам приемников U1 и U2. Приемники U1 и U2 состоят из трех парных электромагнитов, расположенных под углом 120° один по отношению к другому, и системы передачи движения (тяги, кривошип, эксцентрик).
Рис. 2.152. Принципиальная схема машинного телеграфа с импульсной
системой синхронной связи.
При повороте рукоятки датчика В1, расположенного в ходовой рубке, произойдет вращение его барабана, что вызовет последовательное замыкание контактным сегментом щеток I, II и III. В результате попеременно будут получать питание электромагнитные катушки приемника III, расположенного в машинном отделении. Стрелка приемника U1 и стрелка датчика В1 установятся против одного и того же деления шкалы с заданным текстом команды. При вращении барабана датчика В1, получает питание сигнальное реле К1, которое сработает и, замыкая свой контакт К1, подключит на напряжение ревун НА1. С прекращением вращения барабана цепь ревуна разомкнётся. Приняв сигнал, вахтенный механик поворачивает рукоятку датчика, находящегося в машинном отделении, до совмещения стрелок датчика В2 и приемника U1. В ходовой рубке синхронно с вращением барабана датчика В2 будет поворачиваться приемник U2, и его стрелка совместится со стрелкой датчика В1. Это указывает на то, что приказание машинным отделением принято правильно. Одновременно с вращением барабана датчика В2 получит питание катушка сигнального реле К2, которая замкнет свой контакт К2 и включит трещотку НА2. С прекращением вращения барабана датчика В2 цепь трещотки разомкнётся. На судах с постоянным током рулевые указатели работают также по принципу импульсной системы синхронной связи.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.