§ 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
устройство
На судах «землей» считается металлический корпус судна, находящегося на плаву, а для судов с непроводящим корпусом - специальный медный лист площадью не менее 1 м и толщиной 2 - 5 мм или лист углеродистой стали площадью не менее 2,5 м и толщиной 5 - 6 мм, расположенный на наружной обшивке корпуса ниже ватерлинии.
Заземлением называется электрическое соединение заземляемой части электрооборудования с корпусом судна.
Защитное заземление предназначено для защиты людей от поражения электрическим током в случае прикосновения к корпусу электрической машины или другого электрического аппарата, у которых неисправна или повреждена изоляция между токоведущими частями и их корпусами. Защитное заземление осуществляется с помощью специального наружного заземляющего провода или заземляющей жилы в питающем кабеле. Допускается заземление корпусов электрооборудования без применения заземляющих проводов, если это оборудование установлено без амортизаторов непосредственно на металлические фундаменты или другие надежно заземленные конструкции судна. В этом случае необходимо иметь надежный электрический контакт между корпусом электрооборудования и конструкциями судна не менее чем под двумя крепящими болтами или двумя лапами оборудования. Не разрешается использовать в качестве заземлителей корпуса трубопроводов, цистерн, баллонов и других емкостей для сжатых газов и горючих жидкостей. Площадь сечения заземляющего провода, магистральной шины заземления, заземляющей жилы кабеля выбирают согласно Правилам Регистра. Экранирующие оболочки и металлические оплетки кабелей подлежат заземлению на обоих концах кабеля. Оболочки кабелей конечных ответвлений разрешается заземлять только со стороны питания. Присоединение заземляющих проводов к корпусам электрооборудования, металлическому корпусу судна или магистральной шине заземления производится винтами или болтами диаметром не менее 6 мм.
Все заземляющие устройства должны иметь антикоррозионные покрытия с предварительной зачисткой контактных поверхностей до металлического блеска. Не разрешается в цепях заземления устанавливать выключатели и предохранители. Металлические корпуса переносных электрических приборов, а также передвижных токоприемников заземляются с помощью специальной жилы в гибком питающем кабеле, которая соединена с заземляющим контактным штифтом вилки. Конструкция электрического соединителя исключает возможность случайного включения заземляющего штифта вилки в токоведущее контактное гнездо розетки.
Согласно Правилам Регистра защитное заземление не требуется, когда электрооборудование выполнено с двойной или усиленной изоляцией, если стационарное электрооборудование питается током безопасного напряжения, когда корпус электрооборудования выполнен из изоляционного материала и на другое оборудование, указанное в этих Правилах.
Заземление для защиты от помех радиоприему предназначено для уменьшения уровня помех, создаваемых судовыми электрическими установками. С этой целью применяются фильтры защиты от радиопомех, а также экранирующие оплетки с последующим их заземлением. Заземление для защиты от радиопомех, как правило, совмещается с защитным заземлением.
Заземление для снятия электростатических зарядов предназначено для предотвращения накопления электростатических зарядов, что в свою очередь приводит к предотвращению искровых разрядов статического электричества. При перекачивании по трубам нефтепродуктов в результате трения жидкости о стенки трубопровода возникают заряды, электрический потенциал которых может оказаться выше потенциала береговых заземленных трубопроводов, в результате чего при соединении судового и берегового трубопроводов может возникнуть искра. Во избежание этого согласно Правилам Регистра каждое нефтеналивное судно перед началом грузовых операций должно быть заземлено на берег или стоящее рядом судно гибким кабелем площадью сечения не менее
16 мм .
Заземление для защиты от молнии предназначено для защиты судна, судового оборудования и людей от прямых попаданий молнии. На каждой мачте устанавливается молниеотводное устройство, которое состоит из молниеуловителя, отводящего провода и заземления. Молниеуловитель представляет собой медный стержень диаметром не менее 12 мм, который возвышается над сигнальным клотиковым фонарем не менее чем на 300 мм.
В качестве отводящего провода допускается использовать медные шину, прут или провод площадью сечения не менее 70 мм , а стальные - не менее 100 мм .
На судах с металлическим корпусом и металлическими мачтами специальных молниеотводных устройств обычно не применяют. Если на топе металлической мачты установлено какое-либо оборудование, то для его защиты устанавливают молниеуловитель, возвышающийся над устройством не менее чем на
300 мм .
Использование антенн в качестве молниеотводного устройства не допускается.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.