logo
СЭУ оригинал

§ 15. Реверсирование и остановка дизеля

Реверсирование. При изменении направления вращения коленчато­го вала реверсивного дизеля следует:

а) убавить ход до малого или самого малого и проработать на этом режиме несколько минут;

б) плавно остановить дизель переводом органа управления в поло­жение «Стоп»;

в) определить по тахометру момент окончания вращения гребного вала, перевести орган управления в положение «Реверс»;

г) убедившись по сигнальной лампочке или указателю в окончании реверса, пустить дизель на обратный ход;

д) плавно увеличить частоту вращения до необходимой.

Автоматизированные устройства управления позволяют ускорить реверс. В этом случае орган управления переводится сразу в положе­ние, соответствующее требующемуся режиму обратного хода, и маневр осуществляется автоматически. Однако, нужно помнить, что все ДАУ выполняют заданный маневр в наименьший технически возможный срок. Поскольку при резких изменениях режимов возможны повреж­дения деталей дизеля, не следует без особой необходимости сокращать время маневров с помощью ДАУ, особенно при торможении вращения вала посредством контрвоздуха. Значительный расход воздуха на тор­можение может привести к тому, что при большом числе маневров ди­зель не запустится вследствие падения давления воздуха в пусковых баллонах.

Направление вращения гребного вала в установках с реверс-редук­торами или реверсивными муфтами изменяют в следующем порядке:

а) плавно снижают частоту вращения до 50 - 70% номинальной, после чего включают реверс-редуктор;

б) определив по тахометру момент остановки гребного вала, вклю­чают реверс-редуктор на обратный ход;

в) плавно увеличивают частоту вращения до необходимой.

Чтобы избежать повышенного износа дисков или конусов трения, включать и выключать реверс-редуктор надо быстро, не допуская проскальзывания в муфтах трения под нагрузкой.

При работе на задний ход возможен повышенный нагрев упорных подшипников, реверс-редукторов и реверсивных муфт. Поэтому разре­шается работать на задний ход с нагрузкой не выше 75 - 85% номи­нальной, продолжительность работы на задний ход при наличии пла­нетарных реверсивных устройств ограничивается 20 - 30 мин.

Остановка дизеля. Перед остановкой дизеля нужно уменьшить на­грузку и дать ему охладиться настолько, чтобы температура охлажда­ющей воды снизилась до 50 - 60°С. Нереверсивный дизель должен для этого 3 - 5 мин проработать вхолостую.

Если в силу необходимости дизель был остановлен на полном ходу, надо принять все меры для постепенного охлаждения: прокачивать маслом с помощью резервно-масляного насоса, проворачивать коленчатый вал валоповоротным устройством.

Остановка сильно нагретого дизеля без последующего постепенного его охлаждения приводит к перегреву головок поршней, крышек и вту­лок цилиндров, к отложению нагара на внутренних поверхностях ци­линдра и накипи в полостях охлаждения, к задирам поршней и появле­нию трещин, а также к взрыву паров масла в картере.

При автономном насосе охлаждения прокачивать дизель водой можно только в том случае, если к приемной магистрали насоса пода­ется подогретая вода от дизеля. Из-за появления трещин в крышках и втулках цилиндров прокачивать дизель холодной водой не рекоменду­ется.

При остановке дизеля на срок свыше 12 ч закрывают запорный кла­пан на пусковой магистрали, кран на топливопроводе, вентиль на вса­сывающей трубе системы охлаждения, открывают спускные краны на воздушных ресиверах и наддувочных коллекторах. После этого дают дизелю несколько охладиться, вскрывают крышки люков картера, ос­матривают и ощупывают рамовые, шатунные и головные подшипни­ки, проверяют на ощупь температуру регулятора, подшипников рас­пределительного вала и других трущихся деталей и соединений. Во вре­мя стоянки устраняют все неисправности, обнаруженные при работе и осмотре дизеля. По окончании осмотра и ремонта ставят крышки на место, обтирают дизель и смазывают чистым маслом места ручной смазки.