§ 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
Рис. 1.17. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования: а - принципиальная схема; б - процессы изменения состояния воздуха в летнем и зимнем режимах
Центральный кондиционер представляет собой агрегат, включающий фильтры, вентилятор, воздухонагреватели (калориферы), воздухоохладители, увлажнители, каплеотделители (элиминаторы), шумоглушительные камеры, воздушные заслонки и другое оборудование.
Рассмотрим принципиальные схемы основных типов СКВ, получивших распространение на судах.
Тип I. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере.
Схема (рис. 1.17, а) предусматривает рециркуляцию воздуха. Процессы изменения состояния влажного воздуха в диаграмме I - d при летнем и зимнем режимах работы СКВ представлены на рис. 1.17, б. Летний режим работы системы обеспечивается холодильной установкой, в состав которой входит компрессор КМ, конденсатор КД, регенеративный теплообменник РТО, теплообменник, ТРВ, с распределителем хладона и испаритель-воздухоохладитель ВО (последние два размещены в центральном кондиционере). Компрессорные холодильные машины, входящие в состав СКВ, принципиально не отличаются от машин, обслуживающих провизионные камеры, но имеют значительно большую холодопроизводительность.
Летний режим. Пройдя через фильтр ПФ, наружный и рециркуляционный воздух смешиваются в камере смешения центрального кондиционера. На диаграмме I - d этот процесс смешения изображается прямой линией Н - К. Точку А, характеризующую состояние смешанного воздуха, можно найти, если расстояние между Н и К разделить обратно пропорционально массовым количествам смешиваемого воздуха G наружного и G рециркуляционного:
В вентиляторе В воздух при сжатии нагревается (сухое нагревание по линии АГ при d = const) и подается в воздухоохладитель ВО, где охлаждается до температуры ниже точки росы и осушается. Состояние насыщенного воздуха вблизи поверхности охлаждения определяется точкой О, в которой температура воздуха равна средней температуре охлаждающей поверхности воздухоохладителя, а его относительная влажность φ =100%. Процесс охлаждения воздуха в воздухоохладителе может быть представлен как процесс смешения воздуха, поступающего в воздухоохладитель (точка Г) и насыщенного воздуха у поверхности охлаждения (точка О).
В диаграмме I - d этот процесс условно изображается прямой линией ГО. Состояние воздуха на выходе из воздухоохладителя ВО определяется точкой В. Положение ее зависит от температуры поверхности охлаждения, скорости воздуха, числа рядов трубок по ходу движения потока воздуха, перемешивания воздуха и других факторов. На выходе из центрального кондиционера относительная влажность не превышает 95%. Для получения φ = 100% во всем объеме охлаждаемого воздуха (в этом случае точка В совпадает с точкой О) потребовалась бы бесконечно большая поверхность воздухоохладителя или очень длительное время процесса.
Капли влаги, выпавшие из воздуха в процессе охлаждения, во избежание уноса в систему, отделяют в каплеотделитель КО. Для отвода в цистерну или за борт выпавшего из воздуха конденсата предусмотрен поддон с дренажной трубой. Далее охлажденный и осушенный воздух через шумоглушительную камеру ШГ подается в разводящую магистраль и оттуда через воздухораспределители ВР - в обслуживаемые помещения. В напорном изолированном, трубопроводе воздух нагревается (процесс по линии ВС при d = const). Поступая в помещение, кондиционированный воздух смешивается с воздухом помещения, ассимилируя (поглощая) тепло и влагу (процесс по линии СП). Этот процесс характеризуется повышением влагосодержания, температуры и энтальпии воздуха; относительная влажность понижается. Из обслуживаемых помещений через дверные решетки воздух проходит в коридор, нагревается (процесс по линии ПК при d= const), частично через неплотности удаляется наружу, а частично подсасывается вентилятором В на рециркуляцию.
В табл. 6 даны примеры изменения тепловлажностных характеристик воздуха в различных частях одноканальной средненапорной СКВ при летнем и
зимнем режимах (t = 30°С, φ = 80% летом и t = - 5°С, φ = 85% зимой).
Таблица 6
Изменение тепловлажностных характеристик воздуха (к рис. 1.19)
Проследим изменения параметров воздуха при летнем режиме Из табл.6 видно что в вентиляторе воздух нагревается на 30,5 – 28,5 = 2°C, а так как этот процесс происходит при постоянном влагосодержании d, то относительная влажность φ снижается до 62% В ВО температура воздуха понижается на 30,5-12 = 18,5 °С, из кaждого килограмма воздуха удаляется в среднем 17,3 - 8,2 = 9,1 г конденсата, φ при этом увеличивается до 95%. Кипящий в ВО хладон отбирает от каждого килограмма воздуха в среднем около 42 кДж тепла. В магистрали по пути к каютным ВР воздух нагревается от 16 до 14 °C, а φ уменьшается от 95 до 83%. Поступая в помещения, приточный воздух перемешивается с воздухом помещении в результате чего в помещении устанавливается t = 23,5 °C что на 6,5°С ниже температуры окружающей среды, и φ = 50 %.
Зимний режим. Наружный воздух подогревается обычно до 15 ÷ 18°С воздухонагревателем ВН1 - калорифером первой ступени (процесс по линии Н'Б' при d = const) затем смешивается с рециркуляционным воздухом (процессы Б'А' и К'А' ). Из камеры смешения КС вентилятор нагнетает воздух (нагрев в вентиляторе - линия A'Г') в воздухонагреватель ВН2 - калорифер второй ступени, где воздух нагревается, в нашем примере 32 °С - процесс по линии Г'Д'. Зимой влагосодержание наружного воздуха очень мало, поэтому в процессе его нагрева относительная влажность значительно понижается. Повышение влажности воздуха обеспечивается подмешиванием к нему пара, подаваемого через увлажнительное устройство У - процесс увлажнения Д'В' близок к изотермическому (изменение величины d и φ видно из табл. 6) Несмотря на изоляцию в напорном трубопроводе воздух несколько охлаждается от теплообмена с окружающей средой (процесс В'С' при d =const) и через воздухораспределительное устройство ВР подается в помещения, где, смешиваясь с воздухом помещения, ассимилирует тепло и влагу (процесс по линии С'П'). Процесс П'К' - охлаждение воздуха в коридорах при d =const.
В качестве выпускных воздухораспределителей (ВР) в одноканальных СКВ применяют устройства самых различных конструкции Отраслевым стандартом установлено применение на новостроящихся судах ВРН-2,5 и ВРР-2,5 - воздухораспределителей выпускных соответственно с направленной и радиальной раздачей воздуха с номинальным расходом 250 м /ч, а также ВРП-1,6 - воздухораспределителя панельной раздачи с номинальным расходом 160 м /ч.
Рис. 1.18 Воздухораспределители:
а - BPН-2,5; б - ВРП-1,6
Корпус 1 ВРН-2,5 (рис. 1.18, а) с целью звукоизоляции изнутри покрыт слоем поропласта. Воздух подается через патрубок 6. Отверстия 10 для выпуска воздуха сделаны по всему периметру корпуса, в передней части отверстия расположены в два ряда, ввиду чего через них подается 50%, через боковые отверстия 20% и задние - 10% объема приточного воздуха. Коэффициент эжекции (отношение объема эжектируемого воздуха помещения к объему приточного воздуха) Кэ=0,3. Механизм регулирования расхода воздуха состоит из винта 9 с головкой 7, вертикального стержня 2 с гайкой 5 и сферического клапана 5 со штоком 4, скользящим в направляющей 3. Подачу воздуха изменяют вращением головки 7 за счет изменения положения клапана 5. Помимо этого можно посредством заслонок 11, управляемых ручками 12, регулировать подачу воздуха через боковые отверстия ВР.
Воздухораспределитель ВРР отличается от рассмотренного однорядным расположением выпускных отверстий по всему периметру корпуса. Боковые заслонки отсутствуют. У ВРП-1,6 (рис. 1.18, б) живое сечение отверстий 2 составляет 28% общей поверхности панели 1. Воздух подается через патрубок 4, подача регулируется заслонкой 3.
Рассмотренная одноканальная система с полной отработкой воздуха в центральном кондиционере характеризуется следующим: воздух как в летнем, так и в зимнем режиме обрабатывается только в центральном кондиционере до параметров, соответствующих наибольшим тепловым нагрузкам. К каждому ВР воздух подается по одному каналу. Рассмотренная система является наиболее простой и дешевой. Индивидуальное регулирование параметров воздуха в помещении может осуществляться только за счет изменения количества приточного воздуха (количественное регулирование). Для этого воздухораспределитель ВР имеет специальную заслонку. Такой метод индивидуального регулирования является серьезным недостатком системы, так как при уменьшении количества приточного воздуха ухудшается вентиляция помещения, что зачастую приводит к созданию дискомфортных условий. Системы кондиционирования воздуха рассмотренного типа получили распространение на судах неограниченного района плавания с преимущественным нахождением в южных и тропических широтах.
Тип II. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и с дополнительным подогревом воздуха в доводочных подогревателях, встроенных в воздухораспределители, - доводчики кондиционируемых помещений (pиc.1.19).
В летнем режиме система работает так же, как и ранее рассмотренная одноканальная система: воздух охлаждается и осушается только в центральном кондиционере, а затем подается к каютным воздухораспределителям. На магистрали установлен путевой глушитель шума, что является характерным для высоконапорных систем.
Регулирование температуры воздуха в помещении осуществляется только изменением количества приточного воздуха (количественное регулирование) посредством заслонки каютного ВР. Процессы в диаграмме I - d: НА и КА - смешение наружного и рециркуляционного воздуха, АГ - нагрев в вентиляторе, ГО - охлаждение и осушение воздуха, точка В - состояние воздуха на выходе из воздухоохладителя ВО, ВС - нагрев воздуха в напорной магистрали, СП - тепло- и влагоассимиляция в помещении, ПК - нагрев воздуха в коридоре.
Рис. 1.19. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с концевым подогревом в водяных доводчиках:
а – принципиальная схема; б – процессы изменения состояния воздуха в летнем и зимнем режимах
В зимнем режиме смешанный наружный и рециркуляционный воздух (процессы Н'А' и К'А') нагревается в вентиляторе (процесс Г'Б'), а затем в ВН (процесс Г'Б'), увлажняется (процесс Б'В') и подается в напорную магистраль (нагрев в магистрали - процесс по линии В'Д'). Если магистраль проходит через помещения, имеющие низкую температуру, несмотря на изоляцию воздухопровода возможны теплопотери. В этом случае температура воздуха в магистрали снизится, а процесс В'Д' в диаграмме I - d пойдет не вверх, а вниз от точки В. Концевой подогрев воздуха осуществляется в доводочных подогревателях, размещенных в каютных шкафчиках ВРД. Нагревающий элемент доводочного подогревателя может быть водяным или электрическим. Вода нагревается до 80 - 90°С в паровом водоподогревателе ВП и рециркуляционным насосом РН прокачивается через змеевики водяных доводчиков. Расширительный бак РБ, сообщенный с атмосферой, воспринимает изменение объема воды под влиянием температуры.
В СКВ рассматриваемого типа применяются воздухораспределители доводочные (ВРД) трех типов: ВДВЭ - с водяным теплообменником, эжекционный; ВДЭЭ - с электронагревателем; ВДВП - с водяным теплообменником, прямоточный. Воздухораспределители доводочные имеют номинальную воздухоподачу по приточному воздуху от 80 до 320 м /ч.
Рис. 1.20. Воздухораспределитель типа ВДВЭ:
I - вход приточного воздуха; II - вход горячей воды; III - выход горячей воды
На рис. 1.20 показан воздухораспределитель типа ВДВЭ. Приточный воздух, имея достаточно высокий напор, по каналу, в котором находится регулирующая заслонка 2, подводится к сопловым отверстиям 5. При истечении приточного воздуха с большой скоростью через сопла в камеру смешения 7 сквозь решетку 10 эжектируется воздух из помещения. Проходя через водяной нагреватель 1, он подогревается (процесс П'Е' на рис. 1.19, б) и затем смешивается с приточным воздухом (процесс смешения Д'С' и Е'С'). Через решетку 8 смешанный воздух поступает в помещение, ассимилируя тепло и влагу (процесс С'П'). Таким образом, создается рециркуляция воздуха внутри помещения, обеспечивающая большую равномерность температурного и влажностного поля по всему объему помещения. Сопловое устройство представляет собой фасонную коробку, внутри которой с помощью звукоизоляционного материала 4 образован фигурный канал 3, выполняющий роль глушителя шума. Внутренние поверхности корпуса шкафчика оклеены теплозвукоизоляционным материалом. Регулирование микроклимата в помещении осуществляется рукояткой 9, воздействующей через привод 6 на заслонку 2. Во многих конструкциях подобных ВРД предусмотрено также регулирование подачи горячей воды в нагреватель 1.
Реже применяют прямоточные доводочные воздухораспределители. Они не имеют на панели щелей для подсоса воздуха помещения и работают без рециркуляции. В зависимости от положения регулирующей заслонки, размещенной в начальной части воздушного канала ВРД, большая или меньшая часть приточного воздуха проходит через канал, в котором находится водяной теплообменник. При этом объем приточного воздуха, подаваемого в помещение, остается постоянным. Доводочные воздухораспределители устанавливают на переборках, они имеют в большинстве случаев ручное управление. Воздухораспределители с электрическими нагревателями находят применение в тех случаях, когда прокладка в ВРД водяных труб связана с трудностями, их выполняют как с ручным, так и с автоматическим управлением.
Возможности индивидуального регулирования в рассмотренной СКВ реализуются, в летнем режиме только за счет количественного регулирования (изменения подачи приточного воздуха в ВРД), а в зимнем - путем изменения параметров воздуха за счет регулирования его подогрева в доводочных подогревателях (качественное регулирование) или подачи приточного воздуха в ВРД (количественное регулирование). Таким образом, в зимнем режиме СКВ с доводочными подогревателями обеспечивает более широкие возможности индивидуального регулирования, а следовательно, более комфортные условия. Применяют эти системы на судах неограниченного района плавания с преимущественным нахождением в средних и северных широтах.
Из рассмотренного принципа действия СКВ с доводочными воздухораспределителями ясно, что системы такого типа выполняют всегда с повышенным напором. Коэффициент эжекции Кэ (отношение объема эжектируемого воздуха к объему приточного) может составлять 2 - 3. В свою очередь повышенный напор порождает серьезный недостаток - повышенный шум в помещении, возникающий при выходе приточного воздуха из сопел ВРД.
Кроме того, к недостаткам одноканальной СКВ с концевыми водяными нагревателями следует отнести необходимость прокладки в зашивке помещений двух изолированных водяных труб к ВРД, сложность определения места протечек, потерю полезного объема кают, занимаемого пристенными шкафчиками ВРД, усложнением эксплуатации системы.
Одним из возможных вариантов СКВ типа II является схема, обеспечивающая благодаря предусмотренному резерву холодопроизводительности в летнем режиме более глубокое охлаждение воздуха в центральном кондиционере с целью высаживания из воздуха большого количества влаги, с последующим его подогревом в концевом доводчике. Эксплуатация таких систем связана с повышенным расходом энергии, но целесообразна для обслуживания помещений, где возможно повышенное влаговыделение.
Тип III. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования без рециркуляции с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и с дополнительной обработкой воздуха - подогревом или охлаждением в доводочных ВРД.
Рис. 1.21. Процессы изменения состояния воздуха в летнем режиме одноканальной СКВ с охлаждением воздуха в ВРД
Особенностью СКВ этого типа является предусмотренная схемой возможность подачи в змеевики водяных доводчиков зимой горячей, а летом охлажденной воды. Этим удается улучшить возможности индивидуального регулирования в летнем режиме за счет качественного регулирования такого же широкого диапазона, какой обеспечивается при зимнем кондиционировании в СКВ типа II. В летнем режиме воздух в центральном кондиционере охлаждается до температуры 12 ÷ 19 °С и подается в доводочные воздухораспределители ВРД.
На рис 1.21 показаны процессы изменения состояния воздуха в летнем режиме для одноканальной СКВ с дополнительным охлаждением воздуха в доводочных воздухораспределителях: НГ - нагрев воздуха в вентиляторе, ГО - охлаждение с осушением воздуха в ВО центрального кондиционера, ВС - нагрев воздуха в воздухопроводе на пути к ВРД, ПО - охлаждение с осушением эжектируемого воздуха помещения до температуры обычно 14 ÷ 18 °С, ЕС и СД - процессы смешения воздуха в ВРД, ДП - тепловлагоассимиляция.
Зимний режим СКВ типа III осуществляется так же, как в СКВ типа II. К преимуществам СКВ типа III, помимо уже отмеченных, следует отнести уменьшение производительности центрального кондиционера по воздуху в 1,5 - 2 раза; соответственное уменьшение массы и диаметра воздухопроводов; уменьшение потребной холодопроизводительности на 20 - 25%. Системы кондиционирования воздуха типа III имеют недостатки, схожие с системами типа II, и, кроме того, добавляются следующие: необходимость в прокладке дренажного трубопровода для отвода влаги, высаженной при охлаждении воздуха в доводочных воздухораспределителях; повышенная сложность эксплуатации; наиболее высокая стоимость из всех типов СКВ: Ввиду этого рассмотренная система кондиционирования находит пока ограниченное применение даже на пассажирских судах. Возможности расширения ее использования связаны с достижением в области разработки дешевых и экономичных термоэлектрических охлаждающих устройств.
Тип IV. Двухканальная система круглогодичного кондиционирования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере. СКВ такого типа может выполняться как прямоточный, так и с рециркуляцией воздуха. На рис.1.22 а показана принципиальная схема двухканальной прямоточной системы.
Летний режим (рис.1.22, б). Наружный воздух, очищенный в фильтре ПФ, охлаждается и осушается в воздухоохладителе первой ступени ВО1 (процесс по линии НО). Состояние воздуха на выходе из ВО1 характеризуется точкой Б. Далее воздух проходит через каплеотделитель КО1 и подается вентилятором В (нагрев в вентиляторе по линии БГ) и шумоглушительную камеру ШГ1. Отсюда часть кондиционированного воздуха направляется в разводящую магистраль I первой ступени, а другая часть подается в воздухоохладитель второй ступени ВО2, где дополнительно охлаждается и осушается (процесс по линии ГО). В рассматриваемой схеме поверхности воздухоохладителей BО1 и ВО2 имеют одинаковую температуру. Состояние воздуха на выходе из ВО2 характеризуется точкой В.
Из второй ступени воздух через каплеотделитель КО2 и шумоглушитель ШГ2 направляется в магистраль II второй ступени. Нагрев воздуха в магистралях I и II показан линиями соответственно ГЕ и ВД. Таким образом, к каждому каютному смесительному воздухораспределителю ВРС по двум каналам подается воздух с разными характеристиками. Регулируя поступление в помещение воздуха от каналов I и II, поддерживают желаемые параметры воздуха в помещении (процессы смешения воздуха в ВРС - линии ДС и ЕС). При этом общий расход воздуха остается неизменным. Линия СП - процесс смешения приточного воздуха с воздухом помещения, т.е. процесс тепловлагоассимиляции. Предельные процессы тепловлагоассимиляции: ЕП (воздух подается только через канал I) и ДП (воздух подается только через канал II).
Рис. 1.22 Двухканальная система круглогодичного кондиционирования:
а - принципиальная схема; б и в - процессы изменения состояния воздуха соответственно в летнем и зимнем режиме
В зависимости от соотношения объемов воздуха, подаваемого в помещение через каналы I и II, точка С, а следовательно, и точка П, лежащая на прямой П П , перемещаются соответственно вправо или влево. На номинальном летнем режиме в помещении могут поддерживаться параметры воздуха в диапазоне, характеризуемом прямой П П . Это диапазон индивидуального регулирования . Расход воздуха в каждой из магистралей I и II зависит от положения регулирующих органов каютных ВРС.
Зимний режим (рис. 1.22, в). Наружный воздух подогревается до 15 ÷ 18°С обычно в ВН1 (процесс по линии Н'Б') и подается вентилятором (нагрев в вентиляторе - линия Б'Г') в магистраль I (охлаждение воздуха в магистрали II - линия Г'Е'). Другая часть воздуха увлажняется паром (процесс по линии Г'З'), дополнительно нагревается в ВН2 до 30 - 50°С - процесс по линии З'В' и подается в магистраль II (охлаждение воздуха в магистрали II – линия В'Д').
Рис. 1.23. Воздухораспределитель типа ВР-С
Линии Е'С' и Д'С' - процессы смешения в ВРС, СП' - процессы тепловлагоассимиляции.
На номинальном зимнем режиме в помещениях могут поддерживаться параметры воздуха в диапазоне, характеризуемом прямой, соединяющей точки П' и П . Это диапазон индивидуального регулирования . Соответствующие предельные процессы в помещении в зимнем режиме: Д'П' (воздух подается через канал II) и Ж'П' (25 - 40% воздуха подается через канал I, остальной - через канал II).
В отраслевом стандарте установлено применение для двухканальных СКВ смесительных воздухораспределителей ВРНС - 2,5, ВРРС - 2,5 (рис. 1.23), а также уже рассмотренных ВРП-1,6 со смесителем С - 6,3. Воздухораспределители типа ВР - С отличаются наличием двух подводящих патрубков 1 и 2, куда подается воздух из каналов I и II СКВ. Индивидуальное регулирование микроклимата в помещении достигается изменением положения сферических клапанов на подводящих патрубках. При этом изменяется соотношение объемов воздуха, поступающего по каналам I и II. Каждый клапан имеет независимый привод, благодаря чему можно прекратить подачу воздуха в помещение. В остальном ВРНС - 2,5 имеют ту же конструкцию, что ВРН - 2,5, а ВРРС - 2,5, что ВРР - 2,5. В смесителях С - 6,3 смешивается в нужной пропорции воздух, поступающий из каналов I и II перед подачей в воздухораспределитель панельной раздачи ВРП - 1,6. Смесители С - 6,3 имеют общий привод для двух клапанов, следовательно, при повороте рукоятки один клапан уменьшает подачу воздуха, а другой - соответственно увеличивает. Ранее выпускавшиеся смесительные воздухораспределители также имеют общий для двух клапанов привод.
Двухканальная система обладает следующими преимуществами: широкий диапазон индивидуального регулирования параметров воздуха в кондиционируемых помещениях, отсюда возможность получения наиболее комфортных условий; сравнительная бесшумность работы системы в помещении. Индивидуальное регулирование качественным путем производится при помощи единого теплоносителя - воздуха, чем достигается высокая надежность и простота обслуживания системы. Двухканальные СКВ выполняют средне- и высоконапорными и широко используют на морских судах всех типов неограниченного района плавания.
Ряд недостатков системы связан с необходимостью прокладки второго воздухопровода.
Каждый из рассмотренных четырех основных типов систем кондиционирования воздуха может иметь модификации по типу теплоносителя, способу воздухораспределения, системы автоматического регулирования и т. д.
К достоинствам высоконапорных СКВ следует отнести их компактность и удобство монтажа за счет меньшего сечения воздухопроводов, возможность осуществления интенсивной рециркуляции воздуха в помещении за счет эжектирующего действия приточного воздуха; последнее позволяет снизить температуру приточного воздуха.
Избыточный напор 490 - 980 Па (50 - 100 мм вод. ст.) в воздухопроводах перед выпускными устройствами обеспечивает равномерное поступление воздуха в каюты независимо от того, насколько изменяют количество поступающего воздуха обитатели соседних помещений данной центральной системы. В то же время для одноканальных низко- и средненапорных систем с количественным индивидуальным регулированием для уменьшения этой зависимости требуется установка специальных регуляторов статического давления воздуха в магистрали, которые автоматически изменяют подачу воздуха от кондиционера в группу тех помещений, в которых изменен расход воздуха.
Основным недостатком высоконапорных систем является повышенный уровень шума, значительно снижающий комфорт в кондиционируемых помещениях. Кроме того, с увеличением давления вентилятора повышается нагрев в нем воздуха. На каждые 980 Па (100 мм вод. ст.) давления, развиваемого вентилятором, температура воздуха повышается примерно на 1°С. Нагрев воздуха в вентиляторе и в воздухопроводах бывает настолько значителен, что СКВ должна быть переведена из режима вентиляции в режим летнего кондиционирования намного раньше, т. е. при более низких температурах наружного воздуха.
С учетом приведенных соображений в настоящее время наибольшее распространение в области комфортного кондиционирования получают средненапорные системы с давлением вентилятора до 2450 Па (250 мм вод. ст.).
Низконапорные самостоятельные системы кондиционирования применяют на современных судах для общественных помещений большого объема (ресторанов, салонов, кинозалов и т. п.), так как в этих помещениях не требуется индивидуальное регулирование параметров.
Скорость движения воздуха в судовых жилых помещениях в соответствии с Санитарными Правилами не должна превышать 0,3 - 0,5 м/с. Разность между температурами внутреннего и приточного воздуха зависит от типа воздухораспределителя и напора в магистрали: . Она лежит в пределах 4 - 15°С. В низконапорных системах температура приточного воздуха при до 18 ÷ 21°С. Здесь применяют неэжекционные или со слабой эжектирующей способностью воздухораспределители. В высоконапорных СКВ в связи с применением воздухораспределителей эжекционного типа температура приточного воздуха может быть снижена до 12 ÷ 15°С. Умеренные значения 14 ÷ 18°С характерны для средненапорных СКВ.
По данным ряда специалистов, стоимость высоконапорных СКВ сухогрузного судна составляет 1,6 - 2% его стоимости.
Средние характеристики комфортных СКВ на транспортных и пассажирских судах отечественной и иностранной постройки: кратность обмена воздуха 3 - 10 обменов/ч, установленная мощность электродвигателей СКВ 1,0 - 3,5 кВт на 1 чел. и 0,03 - 0,9 кВт на 1 м помещения, требуемая холодопроизводительность 1,75 - 7,55 кВт на 1 чел., и 0,058 - 0,175 кВт на 1 м помещения.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.