logo
СЭУ оригинал

§ 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами

Внедрение автоматизации управления судовыми механизмами позволяет: обеспечить быстрое и четкое управление судном непо­средственно из ходовой рубки; исключить ошибки в управлении механизмами и судовыми системами; исключить постоянную вах­ту в машинном отделении; сократить штат команды; улучшить условия работы обсуживающего персонала; повысить производительность труда и другие технико-экономические показатели.

Автоматическое управление судовыми механизмами основано на осуществлении постоянного контроля с помощью аппаратуры управления за изменением контролируемых параметров. При до­стижении крайних заданных значений контролируемого парамет­ра аппаратура срабатывает и дает командный импульс на вклю­чение или отключение электропривода пли перевода его на дру­гой режим работы. Автоматизация судовых механизмов осуществ­ляется обычно по релейно-контакторным схемам, позволяющим производить пуск, остановку и регулирование угловой скорости двигателя.

В системах автоматизированного электропривода судовых ме­ханизмов находят применение и бесконтактные схемы управле­ния с использованием полупроводниковых приборов и магнитных усилителей.

Целесообразно автоматизировать электроприводы, работаю­щие на общесудовые системы (насосы, компрессоры, вентилято­ры), особенно там, где требуется обеспечить постоянство пара­метров в системе по давлению, уровню и температуре.

При автоматизации судовых электроприводов необходимо до­биваться максимальной простоты систем управления с примене­нием минимального количества аппаратов, приборов, устройств и соединительных проводов. Система автоматического управления должна быть гибкой, т. е. допускать простой и быстрый переход от автоматического управления к ручному, и наоборот; в тех случаях, когда это требуется, необходимо обеспечить возможность управления из нескольких мест; она должна действовать четко как при нормальных, так и при аварийных режимах.

Надежной работе судового автоматизированного электропри­вода способствует правильно выбранная защита. В современных судовых установках защита от коротких замыканий силовых це­пей осуществляется, как правило, установочными автоматами, цепей управления - плавкими предохранителями. Для защиты двигателей постоянного тока от перегрузок применяют электро­магнитные реле максимального тока, а для двигателей перемен­ного тока - тепловые реле. Защита от длительной перегрузки, так же как и защита от короткого замыкания, работает на авто­матическое отключение двигателя при ненормальных режимах его работы. Не рекомендуется применять защиту от перегрузок, действующую на отключение для электроприводов наиболее от­ветственных устройств, перерыв в работе которых недопустим (например, рулевой электропривод). Защита таких электропри­водов от перегрузок должна действовать на сигнал. Предотвра­щение самозапуска двигателей при восстановлении напряжения в сети после его исчезновения осуществляется нулевой защитой с применением электромагнитных реле напряжения и линейных контакторов. Электроприводы судовых механизмов с движущи­мися частями снабжаются конечными выключателями, которые при достижении механизмом установленного крайнего положе­ния срабатывают с отключением двигателя от сети.

При автоматизации электроприводов судовых механизмов ис­пользуют ранее рассмотренные системы автоматизации пуска, регулирования частоты вращения, торможения и реверсирования электродвигателей.