logo
СЭУ оригинал

§ 28.Аварийные электростанции (аэс)

Аварийные источники электроэнергии предназначены для питания жизненноважных потребителей при выходе из строя основной электростанции. Они должны быть установлены на каждом морском судне и обеспечивать работу АЭС в течение 12 часов. В качестве аварийного источника электроэнергии применяются дизель-генераторы (АДГ).

Дополнительно к АДГ на судне должна быть предусмотрена аккумуляторная батарея, как кратковременный источник электроэнергии для особо ответственных потребителей, таких как аварийное освещение, сигнальноотличительные огни (резервные) и др. (например, на судах «Славутич» предусмотрено аварийное питание ДАУ главных двигателей через преобразователь 12/127 В).

Аварийная электростанция располагается в отдельном помещении выше палубы переборок, вне шахты машинного отделения. Имеет свой АДГ, АРЩ. Должен быть предусмотрен выход на отрытую палубу из помещения АЭС. Там же размещаются две группы кислотных аккумуляторных (стартерных) батарей для запуска АДГ; зарядное устройство; цистерна с аварийным запасом топлива.

Рис. 2.29. Схема питания аварийного электрораспределительного щита.

В перечень жизненно важных потребителей входят: аварийное освещение (большое), сигнально-отличительные огни; огонь «не могу управляться»; авральная, аварийная сигнализация; телефонные группы управления судном; рулевые указатели; гирокомпас; щит навигационных приборов; щит радиооборудования; системы управления и контроля за работой главных двигателей; устройства дистанционного пуска и сигнализации о пуске средств объемного тушения пожара; рулевая машина; аварийный пожарный насос и др. (в зависимости от назначения судна).

При нормальной работе основной судовой электростанции АЭРЩ получает питание от ГЭРЩ (2.29).

При исчезновении напряжения на шинах ГЭРЩ (А1) контактор КМ1 своими главными контактами отключит АЭРЩ (А3) от ГЭРЩ и замкнет вспомогательный контакт КМ1 в цепи катушки контактора КМ2.

Одновременно поступит импульс в систему автоматического запуска аварийного дизель-генератора (АДГ). После запуска АДГ (А2) контактор КМ3 замкнет свой контакт КМ3 в цепи катушки контактора КМ2, который сработает и замкнет свои главные контакты, подключая АДГ к АЭРЩ.

Требования, предъявляемые к судовой электроэнергетической системе:

  1. Номинальное напряжение на выводах потребителей - переменный ток: 380, 220, 127, 36, 12 Вольт; постоянный ток: 220, 110, 36, 24 В.

  2. Номинальное напряжение на выводах генераторов

переменный 3-х фазный ток: 400, 230 В;

постоянный ток: 230 В.

3. Регуляторы напряжения генераторов должны обеспечивать стабилизацию напряжения:

а) при изменении нагрузки от холостого хода до номинальной ±2,5% номинального значения;

б) отклонения Uг при включении 100% нагрузки или отключении 50% нагрузки до 20%, причем восстановление напряжения с точностью ±2,5% за время не более 1,5 с;

в) точность распределения реактивной нагрузки при параллельной работе генераторов 10%;

  1. На каждом самоходном судне должно быть не менее двух основных источников электроэнергии.

  2. Количество и мощность генераторов основной СЭС должны обеспечивать работу судна во всех режимах его работы.

  3. Мощность должна быть такой, чтобы был обеспечен ходовой и аварийный режимы работы судна при выходе из строя любого из генераторов.

  4. Судовые генераторы должны выдерживать 50%-ю перегрузку по току:

переменный ток: 120 с;

постоянный ток: 15 с.

8. Генераторы, предназначенные для раздельной работы, должны иметь защиту от перегрузок и токов короткого замыкания; минимальную защиту. Предназначенные для параллельной работы, в дополнение, должны иметь защиту от обратного тока (мощности).

Примечание: минимальная защита срабатывает при снижении напряжения генератора до 85% от Uг.