§ 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
Наибольшее распространение в судовом электроприводе получили асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (рис. 2.92, а). Они отличаются простотой в обслуживании, надежностью в работе, меньшими габаритами и массой, долговечностью и более дешевы в изготовлении по сравнению с электродвигателями постоянного тока.
Рис. 2.92. Асинхронный двигатель:
а - с короткозамкнутым ротором; б - с фазным ротором; в - механическая характеристика.
Обмотка короткозамкнутого ротора выполняется в виде беличьего колеса. В отличие от него фазный ротор имеет в пазах трехфазную обмотку, аналогичную обмотке статора. Начала фаз роторной обмотки присоединяются к контактным кольцам, укрепленным на валу двигателя.
При помощи контактных колец и щеток в цепь ротора можно включить реостат R для уменьшения пускового тока и регулирования угловой скорости (рис.2.92, б).
Принцип действия асинхронных двигателей основан на явлении вращающегося магнитного поля. Трехфазный переменный ток, протекая по обмотке статора, создает в асинхронном двигателе магнитное поле, вращающееся с синхронной угловой скоростью
ω = 2πf /р,
где f - частота тока питающей сети, Гц;
р - число пар полюсов статора.
Это магнитное поле, пересекая обмотку ротора, индуктирует в ней э. д. с. Е , под действием которой в цепи ротора потечет ток
I =E / ,
где r , х - соответственно активное и индуктивное сопротивления неподвижного ротора.
Ток ротора, взаимодействуя с магнитным полем статора, создает вращающий электромагнитный момент
М = k I Ф соsψ ,
где k - постоянная величина для данного двигателя;
Ф - полный магнитный поток статора, Вб;
ψ - угол сдвига между э. д. с. и током ротора.
Под действием этого момента ротор вращается в ту же - сторону, что и магнитное поле статора, но с отставанием от него. Угловая скорость ротора
ω = ω (1 - S),
где S = (ω - ω)/ ω - скольжение асинхронного двигателя, которое изменяется от единицы (при пуске) до значения, близкого к нулю (при холостом ходе).
Отставание ротора от вращающегося поля статора (скольжение) является необходимым условием работы асинхронного двигателя. Вращающееся поле статора вращается относительно ротора с угловой скоростью ω = ω - ω.
Индуктируемая при этом в роторе э. д. с. будет иметь частоту
.
Частота тока в роторе изменяется от = 50 Гц (при пуске) до = 1 ÷ 2 Гц и менее (при холостом ходе). В связи с изменением во вращающемся роторе частоты изменяются и зависящие от нее э. д. с. E , индуктивное сопротивление х , а следовательно, ток ротора I и cos ψ ."
E = Е s;
x = x s;
I = E / ;
cos ψ = r / .
Анализ формулы вращающего электромагнитного момента, развиваемого ротором асинхронного двигателя (М = k I Ф соsψ ), показывает сложную зависимость этого момента от скольжения s, так как с изменением скольжения изменяются ток ротора I и его cos ψ .
Зависимость момента от скольжения M = f(s) называется механической характеристикой асинхронного двигателя, которая представлена на рис. 2.92, в.
Как видно из рисунка, асинхронный двигатель в начале пуска при s = l развивает сравнительно небольшой пусковой момент М , так как активная составляющая тока ротора (I cos ψ ) в это время имеет небольшое значение. По мере разгона двигателя до так называемого критического скольжения s момент двигателя увеличивается до максимального значения М (или критического момента М ), а затем уменьшается по мере приближения к скольжению s = 0. В связи с тем что аналитическое уравнение механической характеристики имеет довольно сложный вывод, воспользуемся для анализа ее приближенным уравнением
где М - текущее значение момента, Н·м;
М - критическое значение момента, Н·м;
s - текущее значение скольжения;
s - критическое значение скольжения.
Значение критического скольжения можно определить по формуле
s = s ( ),
где s = (ω - ω )/ ω - номинальное скольжение;
= М / М - перегрузочная способность двигателя по моменту.
Чтобы перейти от механической характеристики M = f(s) к механической характеристике ω = f(M), нужно сделать переход от скольжения s к угловой скорости ω, воспользовавшись зависимостью ω = ω (1 - S). Зависимость ω = f(M) представлена на рис. 2.93, а. Верхний участок механической характеристики от ω до ω является рабочей частью характеристики, на которой электродвигатель может работать устойчиво. Нижний участок характеристики, ниже ω , является нерабочей частью характеристики, на которой двигатель не может работать устойчиво. На этой части характеристики электродвигатель работает в период переходного процесса пуска. Если в цепь ротора асинхронного двигателя с фазным ротором включить добавочные резисторы с различными активными сопротивлениями r , то можно получить семейство искусственных механических характеристик (рис. 2.93, б), проходящих через точку с координатами: М = 0,
ω = ω , так как синхронная скорость ω не зависит от активного сопротивления цепи ротора. Значение максимального (критического) момента М остается также неизменным, так как не зависит от активного сопротивления роторной цепи. С увеличением активных сопротивлений (r > r ), включенных в роторную цепь, увеличивается пусковой момент М уменьшается критическая скорость ω и увеличивается мягкость (крутизна) искусственных характеристик.
Рис. 2.93. Механические характеристики асинхронного двигателя.
Искусственные механические характеристики асинхронного двигателя можно получить изменением подводимого к электродвигателю напряжения (рис.2.93, в). С изменением напряжения (U > U > U ) синхронная ω и критическая ω угловые скорости остаются неизменными. Резко уменьшается критический момент М , значение которого прямо пропорционально квадрату напряжения U. Уменьшается также и пусковой момент М . Вследствие этого пуск и работа асинхронного двигателя при снижении напряжения возможны лишь при небольших нагрузках на валу.
Механическая характеристика синхронного двигателя представляет собой прямую линию, параллельную оси моментов, и является абсолютно жесткой. В пределах устойчивой работы угловая скорость ω = 2πf /р синхронного двигателя не зависит от момента нагрузки на его валу. Однако увеличение момента на валу сверх допустимого может вывести двигатель из синхронизма, т. е. к его остановке. Перегрузочная способность синхронных двигателей по моменту
= М / М = 2,0 ÷ 2,5.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.