logo
СЭУ оригинал

§ 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей

Согласно уравнению угловой скорости асинхронного двигателя

ω = ω (1 - s) = (2πf /p)(1 - s)

регулирование его частоты вращения можно осуществить:

- изменением частоты тока f питающей сети;

- изменением числа пар полюсов р обмотки статора;

- введением дополнительных резисторов, обладающих активны­ми сопротивлениями, в цепь обмотки ротора, что ведет к измене­нию скольжения s.

Первый способ заключается в том, что при изменении частоты тока, подводимого к зажимам двигателя, изменяется синхронная скорость вращающегося магнитного поля статора. Следовательно, изменяется и угловая скорость ротора двигателя. Этот способ применяется лишь в том случае, когда двигатель получает пита­ние от отдельного синхронного генератора или тиристорного преобразователя частоты (тиристорный электропривод).

Второй способ регулирования угловой скорости изменением числа пар полюсов обмотки статора находит широкое применение в судовых электроприводах с асинхронными короткозамкнутыми двигателями серии МАП. Электродвигатели, допускающие пере­ключение числа пар полюсов, должны иметь в пазах статора ли­бо две самостоятельные обмотки, либо одну обмотку с переключением ее секционных групп на различное число пар полюсов.

Основным недостатком этого способа регулирования скорости асинхронного двигателя является ступенчатость регулирования, а также неизбежность бросков тока и момента при переходе с одной скорости на другую.

Третий способ регулирования скорости двигателя введением добавочных резисторов в цепь обмотки ротора применим только для асинхронных электродвигателей с фазным ротором. Увеличе­ние сопротивления в цепи ротора ведет к увеличению скольжения, что в свою очередь уменьшает скорость двигателя. В установив­шемся режиме момент, развиваемый двигателем, остается неизменным.

Основным недостатком этого способа регулирования скорости асинхронных двигателей является его неэкономичность и сравни­тельно небольшой предел регулирования (10 - 20% от номиналь­ной скорости двигателя), он применяется в основном для меха­низмов, работающих в повторно-кратковременном режиме (элек­тропривод грузоподъемных устройств).

Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей можно осуществить введением в роторную цепь параллельно подключенных резисторов и реакторов или включением в статорную цепь управляемых дросселей.