logo
СЭУ оригинал

§ 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у

В табл. 1. приведены основные параметры отдельных типов главных судовых дизелей.

Малооборотные дизели мощностного ряда ДКРН, изготовляемые по лицензии фирмы Бурмейстер и Вайн, предназначены для работы в качестве главных судовых дизелей с прямой передачей на винт.

Дизели - двухтактные крейцкопфные, с прямоточно-клапанной про­дувкой, с ГТН, реверсивные, с встроенным упорным подшипником (рис. 1.7). Фундаментная рама, стойки картера и блок-цилиндры стя­нуты анкерными связями; фундаментная рама - сварная; рамовые под­шипники расположены в поперечных балках рамы. К А-образным стойкам картера прикреплены направляющие крейцкопфов. Блок-цилиндры со­стоят из скрепленных между собой отдельных рубашек. Втулка отлита из специального легированного чугуна. Крышка - стальная литая, выпуск­ной клапан расположен в отдельном чугунном охлаждаемом корпусе.

Коленчатый вал - стальной (составной или полусоставной); крейц­копф - двусторонний; шток - кованый стальной с отверстиями для под­вода и отвода охлаждающего поршень масла.

Каждый из турбокомпрессоров работает от группы в три-четыре ци­линдра и подает воздух в ресивер через охладители. Топливные насосы высокого давления - золотникового типа. Регулятор - автоматический предельный или всережимный.

Управление дизелем осуществляется двумя рукоятками: одна служит для пуска, регулирования подачи топлива и остановки, другая - для реверсирования.

Дизели типа ДКРН 50/110-2 выпускаются в пяти- и семицилиндровом исполнении; дизели типа ДКРН 62/140 - в пятицилиндровом; ДКРН 74/160-2 и ДКРН 74/160-3 в шести- и восьмицилиндровом; ДКРН 84/180-3 в девятицилиндровом.

Перечисленные дизели являются модификациями дизелей типа ДКРН.

Диапазон цилиндровых мощностей изменяется от 700 до 2340 э. л. с. при частоте вращения от 170 до 110 об/мин и = 8,5 ÷ 9,6 кгс/см .

Рис. 1.7. Двухтактный дизель типа 6ДКРН 74/160-3 (см. п. 3. табл. 1.).

Двигатели комбината СКЛ (SKL: Schwermaschinenbau “ Karl Libknecht ”) типа НФД48У выпускаются в шести - и восьми цилиндровом исполнении без наддува и с наддувом. Основные данные по отдельным разновидностям двигателей этого типа приведены в табл. 2.

Цельная чугунная фундаментная рама 1 (рис. 1.8) имеет опорные подшипники коленчатого вала со стальными вкладышами, залитыми баббитом, и упорный подшипник, расположенный в кормовой части рамы и рассчитанный на восприятие движущей силы гребного винта.

У двигателей 8НФД48.2АУ вкладыши рамовых подшипников заплавлены свинцовистой бронзой. Блок-картер 12 крепится к раме анкерными связями 2, крышки рамовых подшипников - двусторонними шпильками 3. Картерные люки оборудованы предохранительными клапанами 6. Чугунные втулки цилиндров 11 уплотнены в нижней части двумя закладными резиновыми кольцами, в верхней - приделкой торцовой поверхности фланца втулки к блоку. Втулки смазываются от лубрикатора по трубкам 8. У двигателей поставок последних лет лубрикаторная смазка цилиндров отсутствует. Крышки 14 цилиндров отдельные чугунные.

Таблица 2.

У многих двигателей без наддува ранних выпусков поршни 10 чу­гунные с маслоотражательным экраном. Двигатели с наддувом и зна­чительное количество двигателей без наддува имеют поршни из алюми­ниевого сплава. Уплотнительных колец четыре, маслосъемных - два. Палец 19 поршня плавающий, зафиксированный пружинящими кольца­ми. Шатун 23 с круглым сечением стержня и отъемной кривошипной головкой. Поршневой подшипник образован стальной втулкой, заплавленной свинцовистой бронзой. Нижняя головка шатуна заплавлена баб­битом без вкладышей. Коленчатый вал 4 цельный, шейки его сплош­ные. Масло из рамового подшипника, куда оно подается по трубке 5 из магистрали 7, проходит в шатунный через наклонное сверление вала. На носовом конце вала многих дизелей навешен демпфер сухого или жидкостного (силиконовый) трения.

Впускных и выпускных клапанов у двигателя по одному на каждый цилиндр. Привод открытия клапанов штанговый. Кулачковые шайбы выполнены в блоках по четыре. Распределительный вал 22 расположен внутри картерного пространства. Впускной 16 и выпускной 13 коллекто­ры размещены с разных сторон двигателя. Впускной коллектор имеет продольную плоскость разъема, в которой остается щель 18 для прохо­да воздуха. Внутри коллектора установлена сетка 17.

Двигатели с наддувом оборудуются турбонагнетателем ЕКМ или ПДГ50Н с давлением наддува 1,3 ÷ 1,35 кгс/см . Наддув импульсный, с двумя у шестицилиндровых и четырьмя у восьмицилиндровых двига­телей выпускными коллекторами.

Топливная система двигателей ранних выпусков выполнена без под­качивающего насоса, современные его имеют. Топливные фильтры сет­чатые. Топливные насосы 20 индивидуальные золотниковые с всасыва­ющим клапаном. Форсунки 15 закрытые с фильтром высокого давления. Давление подъема иглы 300 кгс/см . Регулятор всережимный прямого действия.

Масляная система с масляным баком и двухсекционным шестерен­чатым масляным насосом. Сетчатый фильтр и диафрагменный холодильник 9 включены после нагнетательной секции. Двигатели НФД48.2АУ поставляются с масляными центрифугами. Система охлаж­дения замкнутая. Насос забортной воды поршневой или центробежный, внутреннего контура - центробежный. Холодильник воды трубчатого типа с терморегулятором.

Воздушное пусковое устройство имеет пусковые клапаны с пневма­тическим открытием, индивидуальные распределительные золотники 21 и главный пусковой клапан дифференциального типа. Компрессор для пускового воздуха навешен на двигатель. Реверсивное устройство пневмогидравлическое с поршневым сервомотором.

Пост управления с тремя органами: рукоятка реверса, рукоятка уп­равления и маховичок для изменения подачи топлива. Для этих двигате­лей внедрено несколько разновидностей тросикового ДУ и три разно­видности ДАУ: электропневматическое, электропневмогидравлическое и пневматическое. Двигатели НФД48.2АУ поставляются комбинатом СКЛ с пневматическим ДАУ собственной конструкции.

Рис. 1.8. Поперечный разрез двигателя НФД48У.