§ 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
компрессоров) и их системы управления
Общие положения
Для обеспечения работы силовой установки и общесудовых систем применяются вспомогательные механизмы - насосы, вентиляторы, компрессоры, которые предназначены для:
1. Обслуживания главной энергетической установки;
2. Обеспечения устойчивости, плавучести, маневренности;
3. Создания нормальных бытовых условий для экипажа;
4. Поддержания установленной температуры и влажности в грузовых трюмах;
5. Выполнения производственных функций на танкерах, ледоколах, земснарядах и т.п.
Вспомогательные механизмы потребляют более половины всей электрической энергии, вырабатываемой СЭС.
Основными параметрами вспомогательных механизмов является:
1. производительность - количество жидкости, воздуха или газа, подаваемого в единицу времени [м /ч; м /с];
2. напор - характеризует сопротивление, которое преодолевается механизмом.
К электроприводам вспомогательных механизмов предъявляются определенные требования:
1. Электроприводы топливных и масленых насосов; сепараторы масла должны быть оборудованы дистанционным отключением. Отключающие устройства должны находиться вне шахты МО, вне помещении этих механизмов, но в непосредственной близости от выхода из этих помещений.
2. Пожарные насосы с дистанционным управлением должны иметь также местный пост управления.
Местный пуск пожарных и осушительных насосов должен быть возможен даже в случае повреждения их цепей дистанционного управления.
3. Электрические двигатели вентиляторов МО, грузовых трюмов, камбузов и общесудовой вентиляции должны иметь отключающие устройства, расположенные в рулевой рубке.
4. Вентиляция помещений, защищенных системой объемного тушения пожара, должна отключаться во время пуска системы.
5. Электроприводы шлюпочных лебедок должны иметь устройство самовозврата в положение «СТОП».
6. Должна быть исключена возможность включения электрического привода при пользовании ручным приводом.
7. Непосредственно у поста управления шлюпочной лебедкой должен быть установлен выключатель силовой цепи.
8. Электроприводы пожарных насосов и компрессоров должны получать питание непосредственно от ГЭРЩ, по отдельным фидерам.
Электропривод балластного насоса
т/х пректа ДО 80 черт.ДО80-61-012ЭО
Состав схемы (см. табл. 22)
Таблица 22
Работа схемы электропривода балластного насоса.
Электропривод балластного насоса (рис. 2.123) получает питание от ГРЩ. Для пуска насоса необходимо:
1). Включить автомат на ГРЩ.
2). Переключатель Q-S1 на магнитном пускателе включить. Схема электропривода готова к работе.
Схема предусматривает управление с двух постов:
- из машинного отделения
- с рулевой рубки
Для пуска насоса необходимо нажать одну из кнопок пуска (SB3 или SB4). При этом получает питание катушка контакторов КМ по цепи ; - ЛЗ-SB1-SB2-SB3(SB4)-KK2-KM-KK1-JI1. Контактор срабатывает, и катушка контактора КМ становится на самопитание через свой вспомогательный контакт КМ(1-3). Главные контакты контактора КМ подключает электродвигатель к сети. Балластный насос в работе. Сигнальная лампа HL, установленная на пульте вспомогательных механизмов в рулевой рубке свидетельствует о работе насоса.
Для остановки насоса достаточно нажать одну из кнопок «СТОП»: SB1 либо SB2.
Защита электропривода
1). От токов короткого замыкания - осуществляется установка автоматическим выключателем расположенным на ГРЩ.
2). Цепи сигнализации от токов короткого замыкания осуществляется предохранителями FU1 и FU2.
3). От перегрузки электродвигателя тепловыми реле КК1 и КК2. Нулевая защита осуществляется катушкой контактора КМ то есть при снижении напряжения в силовой цепи = до значения 0,8 U .
Рис. 2.123. Схема электропривода балластного насоса.
Электропривод фекального насоса
т/х проекта Д080 чертеж ДО80 – 61 – 081
Электропривод фекального насоса предназначен для удаления сточно - фекальных вод на очистительные береговые или плавучие станции.
Состав схемы:
1. В состав электропривода входят следующие элементы:
2. Электродвигатель 4А100L4Y3, 220В, 1500 об/мин., 4 кВт;
3. Пускатель магнитный ПТМТ1113-220-116;
4. Пост кнопочный ПКЕ 722-2УЗ;
5. Датчик-реле уровня жидкости ДРУ-1;
6. Выключатель Т5-МЗ.
Работа схемы:
Схема рис. 2.124 предусматривает управление электроприводом с двух постов: местный (вблизи цистерны), дистанционный (на палубе).
Схема предусматривает:
1. Ручное управление с помощью кнопок SB1, SB2 ("Пуск"); SB3, SB4 ("Стоп"); с автоматическим отключением насоса при помощи датчика реле уровня ДРУ-1 (SL) при допустимом минимальном уровне фекалий.
Датчик РУ-1 может быть зашунтирован с помощью выключателя SA. В этом случае осуществляется ручное управление насосом с двух указанных постов.
2. Для пуска двигателя насоса необходимо нажать кнопку SB1 или SB2. При этом катушка контактора КМ получает питание по цепи: фаза С-кнопка, SВ5-кнопка, SВ4-кнопка, SB1 (SВ2)-выключатель, SA (контакт реле уровня SL) - катушка контактора КМ-контакты тепловых реле КК1-КК2-фазаА.
Контактор срабатывает, подключая своими главными контактами электродвигатель насоса к сети. Насос начинает работать. Вспомогательный контакт (1-3) шунтирует кнопку "Пуск". В этом случае катушка контактора получает питание через замкнутый контакт (1-3).
Для остановки электродвигателя необходимо нажать кнопку SB3 или SB4("Cтоп").
Защита электродвигателя.
1) Защита от токов короткого замыкания осуществляется установочным автоматом типа АК-50, установленном на РЩ № 4П;
2) Защита от перегрузки осуществляется тепловым реле типа (КК1, КК2) расположенным в магнитном пускателе;
3) Нулевая защита (при снижении напряжения судовой сети примерно до 0,8 U осуществляется катушкой контактора КМ.
Рис. 2.124. Схема электропривода фекального насоса.
Электропривод насоса питьевой воды т/х проекта Д080 – 61 – 0160
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.