logo
СЭУ оригинал

§ 2. Классификация и маркировка судовых дизелей

Судовые дизели классифицируют по следующим признакам: тактности - четырехтактные и двухтактные; способу наполнения цилиндров воздухом - с наддувом и без наддува; частоте враще­ния коленчатого вала – малооборотные (80 - 300 об/мин), среднеоборотные (300-750 об/мин), повышенной оборотности (750-1500 об/мин), высокооборотные (свыше 1500 об/мин); возможности изме­нения направления вращения коленчатого вала - реверсивные и нереверсивные; конструкции кривошипно-шатунного механизма - тронковые, крейцкопфные; расположению цилиндров - рядные и V-образного исполнения и др.

По направлению вращений дизели подразделяются на двигатели правого вра­щения если коленчатый нал вращается по часовой стрелке, левого вращения, если вал вращается против часовой стрелки для наблюдающего со стороны маховика. Для главных дизелей это положение - с кормы в нос. Если при этом выпускной коллектор дизеля находится справа, дизель считается правой модели, если слева, - левой модели. Нумерация цилиндров в дизелях с рядным их расположением начинается с кормового торца.

Все судовые дизели имеют единую систему маркировки. Марка дви­гателя определяет его основные конструкционные признаки. Первая циф­ра в марке, стоящая перед буквами, показывает число цилиндров. Буквы, следующие далее, обозначают: Д - двухтактный, Ч - четырехтактный, Р - реверсивный, К - крейцкопфный (см. ниже), Н - с наддувом, С - судовой с реверсивной муфтой, П - с редукторной передачей. В конце марки ставят дробь: числитель ее обозначает диаметр цилиндра, знаменатель - ход поршня (оба значения даются в сантиметрах). Отсутствие в марке буквы Р свидетельствует с том, что двигатель нереверсивный, отсутствие буквы К -двигатель бескрейцкопфный (тронковый см. ниже). К примеру, обозначе­ние 9ДКРН 80/160-4 подразумевает следующее: двигатель девятицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, диаметр ци­линдра 80 см, ход поршня 160 см, четвертая степень форсирования.