§ 56. Системы автоматического управления реверсированием и
торможением электродвигателей постоянного и переменного тока
Процессы реверсирования и торможения двигателей как постоянного, так и переменного тока в судовом электроприводе автоматизируются в основном с помощью реле и контакторов управления.
Реверсирование двигателей постоянного тока осуществляется, как правило, изменением полярности на зажимах его якорной обмотки. На рис. 2.109 приведена схема реверсирования электродвигателя постоянного тока. Включением рубильника QS схема подготавливается к работе. Пуск двигателя для работы в направлении «Вперед» производится нажатием кнопки SB2. Первый контактор направления КМ1 сработает и замкнет главные контакты КМ1 в якорной цепи двигателя М, подключая его к сети. По якорной обмотке пойдет ток I , создавая вращающий момент на валу двигателя в направлении «Вперед».
Рис. 2.109. Схема реверсирования двигателя постоянного тока.
Для реверса двигателя необходимо сначала отключить его от сети нажатием кнопки SB1. Обесточивается контактор КМ1 и, размыкая свои главные контакты КМ1, отключает двигатель от сети. Нажатием на кнопку SB3 включаем второй контактор направления КМ2, который замкнет свои главные контакты КМ2 в якорной цепи. В результате по якорной обмотке пойдет ток I противоположного направления относительно тока I . На валу двигателя появится вращающий момент в направлении «Назад».
В схеме предусмотрена электрическая блокировка от одновременного срабатывания контакторов направления КМ1 и КМ2, которая достигается включением размыкающего контакта одного контактора в цепь питания катушки другого контактора.
Реверсирование асинхронных двигателей производится изменением чередования фаз статорной обмотки двигателя. Это можно осуществить с помощью реверсивного магнитного пускателя, схема которого показана на рис. 2.110, б. Для сравнения на рис. 2.110, а приведена схема нереверсивного магнитного пускателя, который состоит из линейного контактора КМ, тепловых реле КК1 и КК2, кнопок управления SB1 и SB2, предохранителей FU. При нажатии кнопки SB2 линейный контактор своими главными контактами КМ подключит двигатель М к сети, а при нажатии кнопки SB1 - отключит двигатель от сети. Замыкающий вспомогательный контакт КМ линейного контактора закорачивает кнопку SВ2, обеспечивая дальнейшее питание катушки контактора при отпускании этой кнопки.
Рис. 2.110. Схема магнитных пускателей.
Реверсивный магнитный пускатель (см. рис. 2.110, б) в отличие от нереверсивного имеет два контактора направления «Вперед» КМ1, «Назад»КМ2, и две пусковые кнопки «Вперед» SB2, «Назад» SB3. При нажатии на кнопку SB2 сработает контактор КМ1 и подключит статорную обмотку двигателя к сети с чередованием фаз С, В, А. Ротор двигателя будет вращаться в направлении «Вперед».
Кнопки SB2 и SB3, кроме электрической, имеют и механическую блокировку. Это позволяет производить реверс двигателя нажатием на другую кнопку пуска SB3. При этом контактор КМ1 обесточивается и размыкает свои главные контакты КМ1.1 в силовой цепи двигателя. Вспомогательный размыкающий контакт КМ1.2 контактора КМ1 замыкается, включая контактор КМ2, который замкнет свои главные контакты КМ2.1 в силовой цепи двигателе, подключая его статорную обмотку к сети с чередованием фаз А, В, С. Поменяются местами две фазы А и С. В результате ротор двигателя будет вращаться в направлении «Назад». Остановка двигателя осуществляется нажатием на кнопку SB1.
Автоматизация процесса торможения электродвигателей заключается в автоматическом переводе двигателя в генераторный (тормозной) режим. На рис. 2.111 приведена одна из возможных схем автоматизации динамического торможения электродвигателя постоянного тока. При работе двигателя линейный контактор КМ1 включен в сеть. Его главный контакт КМ1.1 замкнут в якорной цепи двигателя М, обеспечивая питание двигателя в нормальных режимах работы. Вспомогательный контакт КМ1.2 закорачивает кнопку SB2, обеспечивая питание катушки контактора КМ1. При нажатии па кнопку SB1 теряет питание катушка линейного контактора КМ1, который размыкает свой главный контакт КМ1.1, отключая двигатель от сети. Одновременно замыкается вспомогательный контакт контактора КМ 1.2 в цепи тормозного реле KV. Под действием инерционных сил якорь двигателя продолжает вращаться и в его обмотках наводится
э. д. с., под воздействием которой сработает тормозное реле КV, замыкая свой контакт КV в цепи катушки контактора торможения КМ2. Контактор КМ2 сработает и замкнет свой контакт КМ2.1, подключая якорь двигателя на тормозной резистор R1, начинается динамическое торможение двигателя. Когда его угловая скорость снизится почти до нуля, напряжение на катушке реле КV уменьшится до напряжения отпускания. Реле отпустит свой якорь. Контакт KV разомкнётся и выключит контактор КМ2. Схема готова к новому пуску.
Рис. 2.111. Схема динамического торможения двигателя постоянного тока.
Схема автоматизации динамического торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором показана на рис. 2.112. При работе в двигательном режиме линейный контактор КМ1 включен в сеть. Его главные контакты КМ1.1 замкнуты в силовой цепи, обеспечивая питание статорной обмотки двигателя М.
Рис. 2.112. Схема динамического торможения асинхронного двигателя.
Замыкающий вспомогательный контакт КМ 1.2 закорачивает кнопку SB1. При нажатии кнопки SB2 катушка линейного контактора КМ1 выключается. Размыкаются его главные контакты КМ1.1 в силовой цепи, отключая двигатель от сети. Замыкаются: вспомогательный контакт линейного контактора КМ1.3 и замыкающий контакт кнопки SB2, подавая питание на катушку тормозного контактора КМ2. Контактор КМ2 сработает и замкнет свои контакты. Контакт КМ2.2 включит первичную обмотку понижающего трансформатора ТV. Вторичная обмотка трансформатора даст питание на полупроводниковый выпрямитель VD, который преобразует переменный ток в постоянный. Замыкающие контакты КМ2.1 тормозного контактора KM 2 подключат две фазы (В и С) обмотки статора двигателя к выпрямителю. Динамическое торможение асинхронного двигателя осуществляется до тех пор, пока кнопка SB2 будет находиться в нажатом состоянии.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.