§ 65. Судовые кабели и провода
Назначение и типы. В судовых электрических установках электроэнергия от источников к приемникам передается по специальным судовым кабелям и проводам. Наличие вибрации и тряски, высокой влажности и резких колебаний температуры, повышенного содержания в окружающей среде паров горюче - смазочных материалов, большого количества поворотов кабельных трасс, а также стесненность судовых помещений оказывают неблагоприятное воздействие на электрические сети. Поэтому в судовых условиях для электрического соединения электрооборудования применяют проводники специального исполнения, обеспечивающего их тепло- и вибростойкость, негорючесть, а также надежную защиту от действия воды и масел. Такие электрические проводники разделяют на три класса: судовые кабели, судовые провода и шнуры.
Судовым кабелем называют один или несколько изолированных гибких электрических проводников, заключенных в общую защитную оболочку, допускающую прокладку по металлическим конструкциям в сырых помещениях и на открытых палубах.
Судовой провод состоит из одного или нескольких гибких изолированных электрических проводников с облегченной изоляцией, заключенных в общую защитную оболочку, допускающую прокладку в сухих и отапливаемых помещениях.
Шнур представляет собой два или три гибких изолированных проводника, имеющих общую оболочку из хлопчатобумажных или шелковых нитей. На судах шнуры применяют для включения настольных ламп и вентиляторов, звонковой сигнализации и некоторых других приборов бытового характера, расположенных в сухих отапливаемых помещениях.
Силовые кабели и провода применяются при напряжениях до 500 В переменного или 1000 В постоянного тока, телефонные - при напряжениях до 220 В постоянного и переменного тока. Для токопроводящих жил кабелей и проводов используют мягкоотожженную проволоку из электролитической меди с удельным сопротивлением не более 1,84 х - 10 Ом · м.
Жилы судовых кабелей и проводов для увеличения гибкости выполняют из пучка тонких проволок, причем число и площадь сечения проволок в одной жиле зависят от назначения кабеля.
Кабели и провода изготовляют одно- и многожильными. Наиболее часто употребляют для судовых силовых сетей провода и кабели одно-, двух- и трехжильные. В качестве изоляционного материала для судовых проводов и кабелей обычно используют теплостойкую бессернистую резину, изготовляемую на основе натурального или синтетического каучука. При такой изоляции допустимая температура длительного нагрева судовых проводов и кабелей составляет 65 °С.
Для защиты жил проводов и кабелей от внешних механических воздействий и влияния окружающей среды служат наружные оболочки:
- оплетка из хлопчатобумажной пряжи, наложенная поверх слоя изоляции и пропитанная специальным составом из смолистых веществ; из полихлорвинилового пластика, наложенная на изоляцию;
- оплетка из стальной оцинкованной проволоки, укрепленная на оболочке кабеля;
- оплетка из медных проволок - для экранизации от электромагнитных полей.
На судах используют кабели, провода и шнуры следующих марок:
КНР - кабель с резиновой изоляцией в оболочке из маслостойкой резины, не распространяющей горения, и на его базе кабели КНРЭ, КНРУ, КНРП. Применяют в силовых и осветительных сетях, в цепях управления и сигнализации для неподвижной прокладки внутри и вне помещений при условии защиты от прямого воздействия солнечной радиации;
КНРТ и его разновидности КНРТЭ, КНРЭТ и др. в цепях контроля и телефонной связи при тех же условиях;
НРШМ - кабель с резиновой изоляцией в оболочке из маслостойкой резины, не распространяющей горения, гибкий. Применяют в тех же сетях, что и КНР, для подключения к подвижным и переносным приемникам;
МРШН, НГРШМ - для цепей управления при изгибах с одновременным закручиванием;
КРПТН - аналогичной конструкции для подключения питания с берега;
КНРк - кабель с резиновой изоляцией в оболочке из поливинилхлоридного пластика и его разновидности КНРПк, КНРТЭк, КНРЭТЭк и др. Применяют в помещениях, где возможно воздействие на кабель паров кислот, щелочей, угольной, цементной и другой пыли;
КРКВ, КРКВЭ - кабели с изоляцией из кремнийорганической резины в оболочке из полнвинилхлоридного пластиката, используют там же, где кабель КНР, а также в рефрижераторных помещениях;
КМПВ, СПОВ - кабели с полиэтиленовой изоляцией с оболочкой из поливинилхлоридного пластиката и их разновидности КМПВЭ, КМПЭВ, СПОЭВ, СПОВЭ и др. получили распространение в цепях управления, сигнализации, в силовых и осветительных сетях для неподвижной прокладки внутри помещений и вне их при защите от прямого воздействия солнечной радиации и морской воды;
КМПВТ, КМПВЭТ, К.МПЭВТ - для телефонной, связи при тех же условиях, что и для кабеля КМПВ;
УВГ - провод гибкий с полихлорвиниловой изоляцией для жесткого монтажа распределительных устройств и УВОГ - для гибких соединений;
МШВ - провод однопроволочный с шелковой изоляцией с полихлорвиниловой оболочкой для жесткого монтажа и МТШВ - для гибких соединений;
НВ - провод с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката и его разновидности НВЭ, НВК, НВКЭ и др. для жесткого внутреннего монтажа распределительных устройств.
В местах с повышенными механическими воздействиями широко применяется кабель КНРП, который имеет медные токопроводящие жи лы с резиновой изоляцией в оболочке из негорючей маслостойкой найритовой резины и в оплетке из стальных оцинкованных проволок. Кабель марки КНРЭ отличается от предыдущего только тем, что вместо указанной оплетки применена оплетка из медных луженых проволок. Он предназначен для прокладки в местах, где требуется экранизация электромагнитных полей (рис. 2.129).
Рис. 2.129. Кабель марки КНРЭ:
1 - медная токопроводящая жила; 2 - изоляция из резины; 3 - резиновая шланговая оболочка; 4 - оплетка из медных проволок.
Получают распространение новые судовые многожильные кабели с полиэтиленовой изоляцией жил и защитной оболочкой из полихлорвинила
(рис. 2.130).
Рис. 2.130. Кабель марки КНРПэ:
1 - медная токопроводящая жила; 2 - изоляционный полихлорвиниловый слой; 3 - эластичный полихлорвиниловый слой; 4 - оплетка из медных луженых проволок; 5 – полихлорвиниловый слой.
Применение новых электроизоляционных материалов с бутилрезиновой основой обеспечит значительное улучшение массогабаритных показателей кабельных трасс. Повышение длительно допустимого нагрева токопроводящих жил кабелей с бутилрезиновой изоляцией до 85 °С (вместо 65 °С) позволяет увеличить нормы нагрузок почти в 1,3 раза.
Рис. 2.131. Двужильный кабель с минеральной изоляцией:
1 - медная оболочка; 2 - спрессованная окись магния; 3 - медная токопроводящая жила.
Весьма перспективно использование судовых кабелей с минеральной и кремнийорганической изоляцией. Кабели с минеральной изоляцией конструктивно отличаются от всех других. Они представляют собой медную трубку, внутри которой запрессованы в окиси магния (магнезии) одна или несколько медных цельных жил (рис. 2.131). Кабели с минеральной изоляцией огнестойки, не выделяют токсичных газов, компактны, долговечны. К недостаткам этих кабелей следует отнести необходимость герметизации их концов из-за гигроскопичности магнезиновой изоляции, а также отсутствие гибкости, которой обладают кабели с резиновой изоляцией. Такие кабели вместо кабелей КНР позволяют уменьшить площадь поперечного сечения трассы примерно на 50 - 60 % и сократить массу на 20 %.
Кабели с кремнийорганической изоляцией обладают большей надежностью, особенно при высоких температурах.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.