§ 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
Автоматические воздушные выключатели (автоматы) относятся к коммутационно-защитной аппаратуре, предназначенной для осуществления автоматической защиты электрических цепей от перегрузок, токов короткого замыкания и других ненормальных режимом, а также нечастой коммутации цепей.
В зависимости от конструкции и назначения автоматические воздушные выключатели разделяются на универсальные, установочные и специальные.
Универсальные автоматы устанавливают на ГЭРЩ, они обеспечивают размыкание электрических цепей при любых неисправностях и рассчитаны на большую силу тока до 10000 А при напряжении постоянного тока 440 В, переменного тока 500 В.
Установочные автоматы рассчитаны на меньшие токи, чем универсальные. Их устанавливают на ЭРЩ для защиты электрической цепи от токов перегрузки и короткого замыкания. Специальные автоматы обеспечивают один какой-либо вид защиты электрической цепи, рассчитаны на большие мощности и быстродействие.
Автомат любого типа состоит из следующих основных частей: контактной системы с дугогашением, механизма свободного расцепления, привода автомата, расцепителей и коммутатора.
Контактная система осуществляет коммутацию электрических цепей. Изготовляется одно-, двух и трехступенчатой. Одноступенчатая система имеет только главные контакты, двухступенчатая - главные и дугогасительные контакты, трехступенчатая - главные, предварительные и дугогасительные. При включении автомата с трехступенчатой контактной системой замыкаются сначала дугогасительные, затем предварительные и, наконец, главные контакты. При отключении автомата размыкание контактов происходит в обратной последовательности. Это обеспечивает возможно меньшее подгорание главных контактов. Для гашения дуги устанавливаются камеры с дугогасительными решетками из стальных пластин.
Механизм свободного расцепления обеспечивает автоматическое отключение автомата при ненормальных режимах защищаемой цепи. На рис. 2.73 показан принцип действия механизма свободного расцепления. При срабатывании автомата расцепитель 4 ударяет своим стержнем по «ломающимся» рычагам. Подвижный контакт 1 под действием отключающей пружины 2 отбрасывается, что приводит к отключению автомата.
Привод автомата служит для его включения. Ручной привод бывает рычажным или маховичным. Электромагнитный и электромеханический приводы служат для дистанционного включения автомата.
Расцепители — это устройства, которые реагируют на изменение параметра защищаемой цепи и, воздействуя на механизм свободного расцепления, отключают автомат при ненормальном режиме. В зависимости от параметра электрической цепи, на который реагируют расцепители, они подразделяются на три вида:
Рис.2.73 Принцип действия механизма свободного расцепления.
максимальные - для защиты от токов короткого замыкания и перегрузок; минимальные - для защиты от понижения напряжения ниже нормы; независимые - для дистанционного отключения автомата. На рис.2.74 изображены принципиальные схемы автоматов с максимальной токовой защитой (а) и минимальной, или нулевой, защитой (б).
Рис.2.74 Принципиальная схема автомата.
Автоматы, срабатывающие при токах короткого замыкания без выдержки времени, называются установочными (неселективными). Автоматы, срабатывающие с выдержкой времени при отключении токов короткого замыкания, называются селективными.
Расцепители в автоматах контролируют величину соответствующего параметра защищаемой цепи и дают сигнал на отключение автомата, когда эта величина достигнет заданного значения, называемого уставкой.
Установочные автоматы комплектуются следующими видами расцепителей:
электромагнитными, срабатывающими при токах, превышающих номинальный ток уставки в 2-20 раз (защита от токов короткого замыкания);
тепловыми, срабатывающими при токах, составляющих 1,25 - 1,8 номинального тока расцепителя (защита от перегрузки);
комбинированными, состоящими из электромагнитных и тепловых элементов.
Расцепители установочных автоматов не имеют приспособлений для регулирования тока срабатывания в эксплуатации. К установочным автоматам относятся: автоматы серии A3100, А3100Р, А3300, А3500, АК50 и др. Только автоматы установочные серии А3500 имеют простейший воздушно-пневматический замедлитель, обеспечивающий некоторую выдержку времени.
Установочные автоматы можно подразделить следующим образом:
1. По роду тока и напряжению - переменного тока до 500В, с частотой 50Гц; постоянного тока до 220В.
2. По числу полюсов - двухполюсные, трехполюсные (могут быть двухполюсные в габаритах трехполюсных).
3. По роду расцепителей - с электромагнитным (максимальным) расцепителем
(защита от токов КЗ) и с комбинированным расцепителем (защита от токов перегрузки и токов КЗ) 14-ти типов на токи 15-600А.
Уставка по току КЗ составлят (7-14) Iнoм на переменном токе и (5-7) Iнoм на постоянном токе. Тепловые расцепители имеют обратнозависимую от тока перегрузки выдержку времени. При токе 1,5 Iнoм время отключения автомата составляет 1,5-2 часа, предельная коммутационная способность - от 4,5 до 50кА при косинусе 0,5. Срок службы 5 лет.
По величине (габариту) -I и II вел. - до 100А, III - до 200А, IV - до 600А.
По присоединению проводов - с передним и задним присоединением.
Время остывания теплового элемента для возможности повторного включения не превышает 1-4 мин в зависимости от величины автомата.
Полное время отключения автоматом короткого замыкания в сети не более 0,06 секунд.
Примеры условного обозначения установочных автоматов:
А3124Р - А31 - серия, 2 - величина автомата (от 1 до 4), 4 - три полюса (2-два полюса, 3 - двухполюсный в габарите 3-х полюсного), Р - регистровый (судовой).
А3312 - АЗЗ - серия, 1 - величина, 2 - двухполюсной.
При заказе автомата необходимо указывать напряжение, род тока, величину номинального тока привода.
Автоматические выключатели серии АК50 расчитаны на переменный ток напряжением 400В (50 или 400Гц) и постоянный - напряжением до 320В.
Примеры условных обозначений автоматов АК50:
АК50-ЗМ - АК50 - серия, 3 - три полюса (могут быть на два полюса-2), М - электромагнитный расцепитель, обеспечивающий защиту от токов КЗ (максимальный расцепитель).
АК50-ЗМГ - МГ - электромагнитный расцепитель с гидравлическим замедлителем, обеспечивающим защиту от токов КЗ и перегрузки.
Расцепители выполняются на токи 0,6 - 50А. Уставка на ток мгновенного срабатывания 5, 10 и 12 Iнр. Расцепители с замедлителем срабатывают при токе 1,35 Iнр за время не более 30с, при токе 6 Iнр - за время 3 - 20 с, а при токе мгновенного срабатывания за время не более 0,04 с. Повторное включение после срабатывания возможно через 90 с. после отключения перегрузки и сразу после отключения ТКЗ. Предельная коммутационная способность составляет 9 кА при напряжении 400В (50Гц) и cosφ = 0,4. Срок службы 10 -12 тыс. часов.
Автомат (рис. 2.75) состоит из механизма управления 2, дугогасительного устройства 3, расцепителя максимального тока 4, выходных зажимов 5, дна 7. Все узлы автомата крепятся в пластмассовом корпусе 6 и закрываются крышкой 1 из стеклотекстолита. Автоматы брызгозащищенного исполнения имеют дополнительную оболочку. Автоматы серии АП50 выпускаются также двух и трехполюсными, изготовляются на номинальное напряжение переменного тока до 500В и постоянного тока до 220В, номинальный ток расцепителя 1,6-50А.
Рис. 2.75. Элементы автомата типа АК5О
Плавкие предохранители предназначены для защиты участков судовой сети, электрических установок и их элементов от токов КЗ и продолжительных перегрузок. В судовых электрических установках применяют трубчатые типа ПР и пробочные типов ПД и ПДС плавкие предохранители. Основным рабочим элементом предохранителей является плавкая вставка, рассчитанная на определенное значение тока. При протекании через плавкую вставку значительных токов перегрузки или короткого замыкания выделенное тепло превышает температуру плавления плавкой вставки. Она плавится и разрывает электрическую цепь.
Трубчатый плавкий предохранитель состоит из патрона, плавкой вставки и двух контактных стоек. Патрон предохранителя (рис.2.76, в) состоит из
Рис. 2.76. Устройство предохранителей.
фибрового цилиндра (трубки) 1, на концы которого навернуты латунные втулки 3 с прорезями для пропуска плавкой вставки 2. На втулку навинчиваются латунные колпачки (обоймы) 4, прижимающие загнутые концы плавких вставок для обеспечения надежного электрического контакта. У предохранителей ПР-2 (рис. 2.76, а) с номинальным током до 60А обойма зажата в губках контактных стоек и одновременно служит контактной частью предохранителя. Предохранители (рис.2.76, б), рассчитанные на номинальные токи свыше 60А, имеют ножевые контакты 6, вставляемые в губки контактных стоек. Шайба 5 с пазом служит для фиксации положения ножа относительно патрона. К ножевым контактам внутри трубки крепятся плавкие вставки. Для извлечения патронов предохранителей с номинальным током до 60А из контактных стоек применяются специальные клещи, изготовленные из изоляционного материала. Предохранители на ток свыше 60А снабжаются специальными пластмассовыми рукоятками.
Пробочные предохранители типа ПД (рис.2.76, в) состоят из латунного корпуса 4, сменного фарфорового цилиндра 2 с плавкой вставкой 3, фарфоровой головки 1. Контактные выводы 5 и 6 служат для включения предохранителя в защищаемую цепь. Плавкая вставка в зависимости от значения номинального тока предохранителя может быть выполнена из одной или нескольких серебряных проволок. Для сигнализации о срабатывании предохранителя имеется контрольный глазок, который при перегорании плавкой вставки отпадает.
Путевой выключатель представляет собой командоаппарат, кинематически связанный с рабочей машиной и предназначенный для срабатывания в определенных точках пути ее движения. Широкое применение путевые выключатели имеют в автоматизированном электроприводе. Путевые выключатели в зависимости от устройства, осуществляющего размыкание или замыкание контактов, можно подразделить на кнопочные (нажимные), рычажные, шпиндельные и вращающиеся.
Переключение контактов выключателей осуществляют: в кнопочных - нажатием рабочего органа механизма на шток, с которым связаны контакты выключателя; в рычажных - воздействием рабочего органа механизма на рычаг, соединенный с контактами; в шпиндельных - перемещением гайки по винту, связанному через передачи с валом механизма; во вращающихся - переключающими кулачковыми шайбами, связанными с валом механизма.
В судовом электрооборудовании выключатели серии ВК предназначены для работы в качестве командоаппаратов при автоматическом управлении механизмами или в качестве аварийных ограничителей хода.
Путевые выключатели имеют по одному замыкающему и по одному размыкающему контакту. Допустимый длительный ток контактов 6А, ток включения 20А.
Микровыключатели и микропереключатели представляют собой малогабаритные коммутационные аппараты с контактами мгновенного действия.
В микровыключателе электрическими элементами являются один замыкающий и один размыкающий контакты. Срабатывание микровыключателя происходит при малых перемещениях рабочего органа и требует небольшого усилия. Элементы переключателя смонтированы в малогабаритном пластмассовом корпусе. Масса его составляет не более 30 г.
Микровыключатели и микропереключатели применяются в электрических цепях автоматики, дистанционного управления, блокировки и сигнализации, а также используются в различных механических реле как контактная система и в качестве путевых ограничителей.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.