§ 9. Двигатели м400 и м 50
Отечественные быстроходные V-образные двигатели М400 и их ранняя модификация М50 устанавливаются, на судах с подводными крыльями типов «Ракета» (один двигатель), «Метеор» (два двигателя). Основные данные двигателя М400:
Марка по ГОСТ 4393-48…………………………………124НС 18/20*
Номинальная мощность………………………………….1000 л. с.**
Номинальная частота вращения…………........................1700 об/мин
Средняя скорость поршня………………………………..12,6 м/сек
Степень сжатия…………………………………………...13,5
Максимальное давление цикла………………………….125 кгс/см2
Порядок работы цилиндров (правый двигатель)………1л-бп-5л-2п-
3л-4п-6л-1п-
2л-5п-4л-3п
Расход топлива…………………………………………...193 г/л. с. ч.
Расход масла……………………………………………...6
Несущий картер 3 (рис.1.10) изготовлен из алюминиевого сплава. Нижняя часть его представляет собой поддон 1. Коренные подшипники, выполненные на подвесках 2, образованы вкладышами с заплавкой свинцовистой бронзой. Блоки цилиндров 6 сделаны заодно с головками (моноблок). Материал моноблока - алюминиевый сплав. Детали остова крепятся между собой анкерными шпильками 5. Втулки 19 цилиндров изготовлены из стали 18ХМЮА и имеют рубашку из углеродистой стали. Между рубашкой и втулкой по крутым винтовым канавкам циркулирует охлаждающая вода. Втулки уплотнены в верхней части пригонкой бурта к рубашке, в нижней - 5 резиновыми кольцами, поджимаемыми ввертываемым в блок кольцом. Моноблок закрыт сверху колпаком 7.
Укороченный поршень 18 из алюминиевого сплава имеет четыре кольца, причем два из них маслосъемные. Палец поршня плавающий, зафиксированный заглушками. Шатуны двутаврового сечения. Главные шатуны 4 с разъемной кривошипной головкой, прицепные шатуны 20 с цельной головкой и соединяются с главными с помощью пальца 21. Поршневые подшипники с бронзовыми втулками смазываются масляным туманом. Нижняя головка прицепного шатуна имеет бронзовую втулку и смазывается от кривошипного подшипника. У главного шатуна кривошипный подшипник со стальными вкладышами, заплавленными свинцовистой бронзой.
Коленчатый вал цельный с полыми шейками. Полости внутри шатунных шеек используются для сепарации масла. Через полости коренных шеек проходит трубка для канализации масла из коренных подшипников в шатунные.
У каждого цилиндра два впускных 14 и два выпускных 16 клапана, которые открываются непосредственным воздействием на них кулачковых шайб, выполненных заодно с распределительными валами впуска 13 и выпуска 15. В наддувочные коллекторы 11 подается воздух от нагнетателя, приводимого в движение от коленчатого вала шестеренчатой передачей с фрикционной муфтой,
* При ходе «Назад» осуществляется редукция скорости вращения, в связи с чем марку дизеля иногда пишут как 12ЧНСП 18/20.
** На выходном фланце реверсивной муфты.
Рис. 1.10. Поперечный разрез двигателя М400.
включающейся при работе двигателя под действием центробежной силы на ее ведущие элементы, выполненные в виде сухарей. Давление наддува составляет 1,55 кгс/см . Выпускные коллекторы 17 расположены с наружной стороны блоков.
Топливная система с шестеренчатым топливоподкачивающим насосом. Топливные фильтры 10 войлочные. Блочный, единый для всех двенадцати цилиндров, золотниковый нестандартный топливный насос 12 расположен в развале цилиндров. Форсунки 8 регулируются на давление подъема иглы 200 кгс/см . Регулятор всережимный непрямого действия.
Масляная система выполнена по схеме с масляным баком. Шестеренчатый откачивающий насос засасывает масло из поддонов двигателя и реверсивной муфты. После откачивающего насоса включены сетчатый фильтр и холодильник, оборудованный термостатом. Перед шестеренчатым нагнетательным насосом установлен второй сетчатый фильтр. Нагнетательный насос подает масло через центрифугу с механическим приводом на двигатель.
Система охлаждения замкнутая. Насос забортной воды лопастной самовсасывающий, внутреннего контура - центробежный. Водяной холодильник трубчатого типа.
Двигатель пускается сжатым воздухом давлением 75 - 150 кгс/см . Пусковые клапаны 9 цилиндров автоматические, воздухораспределители групповые, каждый на шесть цилиндров одного ряда, с дисковыми золотниками. Навешенного компрессора нет.
Пост управления имеет рукоятку для изменения частоты вращения, рукоятки для гидравлического и ручного включения и выключения реверсивной муфты, рукоятку для переключения управления с гидравлического на ручное.
Двигатель оборудован неавтоматизированным гидравлическим дистанционным управлением.
Основное конструктивное отличие двигателя М50 от двигателя М400 заключается в том, что блок цилиндров и головка выполнены у него отдельно. Несколько отличаются основные параметры. В двигатель М400 внесен ряд конструктивных усовершенствований, повышающих его надежность.
В настоящее время флот получает двигатели М401 с газотурбинным наддувом мощностью 1000 л. с. при 1550 об/мин.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.