logo
СЭУ оригинал

§ 9. Двигатели м400 и м 50

Отечественные быстроходные V-образные двигатели М400 и их ран­няя модификация М50 устанавливаются, на судах с подводными крыль­ями типов «Ракета» (один двигатель), «Метеор» (два двигателя). Ос­новные данные двигателя М400:

Марка по ГОСТ 4393-48…………………………………124НС 18/20*

Номинальная мощность………………………………….1000 л. с.**

Номинальная частота вращения…………........................1700 об/мин

Средняя скорость поршня………………………………..12,6 м/сек

Степень сжатия…………………………………………...13,5

Максимальное давление цикла………………………….125 кгс/см2

Порядок работы цилиндров (правый двигатель)………1л-бп-5л-2п-

3л-4п-6л-1п-

2л-5п-4л-3п

Расход топлива…………………………………………...193 г/л. с. ч.

Расход масла……………………………………………...6

Несущий картер 3 (рис.1.10) изготовлен из алюминиевого сплава. Нижняя часть его представляет собой поддон 1. Коренные подшипники, выполненные на подвесках 2, образованы вкладышами с заплавкой свинцовистой бронзой. Блоки цилиндров 6 сделаны заодно с головками (моноблок). Материал моноблока - алюминиевый сплав. Детали осто­ва крепятся между собой анкерными шпильками 5. Втулки 19 цилинд­ров изготовлены из стали 18ХМЮА и имеют рубашку из углеродистой стали. Между рубашкой и втулкой по крутым винтовым канавкам цир­кулирует охлаждающая вода. Втулки уплотнены в верхней части при­гонкой бурта к рубашке, в нижней - 5 резиновыми кольцами, поджимаемыми ввертываемым в блок кольцом. Моноблок закрыт сверху колпаком 7.

Укороченный поршень 18 из алюминиевого сплава имеет четыре кольца, причем два из них маслосъемные. Палец поршня плавающий, зафиксированный заглушками. Шатуны двутаврового сечения. Главные шатуны 4 с разъемной кривошипной головкой, прицепные шатуны 20 с цельной головкой и соединяются с главными с помощью пальца 21. Поршневые подшипники с бронзовыми втулками смазываются масля­ным туманом. Нижняя головка прицепного шатуна имеет бронзовую втулку и смазывается от кривошипного подшипника. У главного ша­туна кривошипный подшипник со стальными вкладышами, заплавленными свинцовистой бронзой.

Коленчатый вал цельный с полыми шейками. Полости внутри ша­тунных шеек используются для сепарации масла. Через полости корен­ных шеек проходит трубка для канализации масла из коренных под­шипников в шатунные.

У каждого цилиндра два впускных 14 и два выпускных 16 клапана, которые открываются непосредственным воздействием на них кулачко­вых шайб, выполненных заодно с распределительными валами впуска 13 и выпуска 15. В наддувочные коллекторы 11 подается воздух от наг­нетателя, приводимого в движение от коленчатого вала шестеренчатой передачей с фрикционной муфтой,

* При ходе «Назад» осуществляется редукция скорости вращения, в связи с чем марку дизеля иногда пишут как 12ЧНСП 18/20.

** На выходном фланце реверсивной муфты.

Рис. 1.10. Поперечный разрез двигателя М400.

включающейся при работе двигателя под действием центробежной силы на ее ведущие элементы, выполнен­ные в виде сухарей. Давление наддува составляет 1,55 кгс/см . Выпуск­ные коллекторы 17 расположены с наружной стороны блоков.

Топливная система с шестеренчатым топливоподкачивающим насо­сом. Топливные фильтры 10 войлочные. Блочный, единый для всех двенадцати цилиндров, золотниковый нестандартный топливный насос 12 расположен в развале цилиндров. Форсунки 8 регулируются на дав­ление подъема иглы 200 кгс/см . Регулятор всережимный непрямого действия.

Масляная система выполнена по схеме с масляным баком. Шесте­ренчатый откачивающий насос засасывает масло из поддонов двига­теля и реверсивной муфты. После откачивающего насоса включены сетчатый фильтр и холодильник, оборудованный термостатом. Перед шестеренчатым нагнетательным насосом установлен второй сетчатый фильтр. Нагнетательный насос подает масло через центрифугу с ме­ханическим приводом на двигатель.

Система охлаждения замкнутая. Насос забортной воды лопастной самовсасывающий, внутреннего контура - центробежный. Водяной холодильник трубчатого типа.

Двигатель пускается сжатым воздухом давлением 75 - 150 кгс/см . Пусковые клапаны 9 цилиндров автоматические, воздухораспределители групповые, каждый на шесть цилиндров одного ряда, с дисковыми золотниками. Навешенного компрессора нет.

Пост управления имеет рукоятку для изменения частоты вращения, рукоятки для гидравлического и ручного включения и выключения реверсивной муфты, рукоятку для переключения управления с гидрав­лического на ручное.

Двигатель оборудован неавтоматизированным гидравлическим дис­танционным управлением.

Основное конструктивное отличие двигателя М50 от двигателя М400 заключается в том, что блок цилиндров и головка выполнены у него от­дельно. Несколько отличаются основные параметры. В двигатель М400 внесен ряд конструктивных усовершенствований, повышающих его надежность.

В настоящее время флот получает двигатели М401 с газотурбин­ным наддувом мощностью 1000 л. с. при 1550 об/мин.