§ 32. Судовые генераторы
В качестве основных источников электроэнергии в судовых электростанциях применяют генераторы постоянного и переменного тока. Генераторы постоянного тока разделяют по системам возбуждения на генераторы с независимым возбуждением и с самовозбуждением; последние в свою очередь могут быть с параллельным и со смешанным возбуждением.
Генераторы с параллельным возбуждением типов Г и ГСК мощностью 1,2 кВт, напряжением 27 В, навешиваемые на главные двигатели, применяют на небольших судах. В судовых электростанциях напряжением 110 и 220 В используют генераторы со смешанным возбуждением типов П, ПН с устойчивым напряжением при изменении нагрузки в широких пределах. Постоянство напряжения при изменении нагрузки поддерживается благодаря согласному подключению последовательной обмотки, которая создает дополнительную магнитодвижущую силу в полюсах в зависимости от тока нагрузки генератора.
Внешние характеристики генераторов постоянного тока представляют собой зависимость напряжения на выводах генератора от вырабатываемого им тока (рис. 2.45).
Напряжение на выводах генератора зависит от его э. д. с., т. е.
,
где - ток нагрузки генератора;
- сопротивление якоря генератора.
Как известно, э. д. с. обмотки якоря
Рис. 2.45. Внешние характеристики генераторов постоянного тока: а – с параллельным возбуждением; б – со смешанным возбуждением.
В качестве основных трехфазных источников переменного тока в судовых электростанциях применяют синхронные генераторы отечественного производства типов МС, МСК, ГСС, МСС, СС. Возбуждение (питание обмотки возбуждения постоянным током) синхронных генераторов типа МС осуществляется от специальных возбудителей - генераторов постоянного тока небольшой мощности с параллельным возбуждением. Постоянный ток от возбудителя подается в обмотку возбуждения генератора, которая находится на полюсах вращающегося ротора, поступает через контактные кольца и щетки. Возбудитель навешен на вал синхронного генератора. Он имеет большой запас мощности, обеспечивающий в переходных режимах быстрое нарастание напряжения на его выводах до значения, превышающего номинальное. Синхронные генераторы типов МСК, ГСС, МСС не имеют возбудителей, так как выполнены со статической системой самовозбуждения, основные узлы которой расположены на корпусе генератора. Постоянный ток в обмотку возбуждения генератора от выпрямителей системы самовозбуждения поступает через щеточные контакты. Генераторы типа ОС (общесоюзные, синхронные) бесщеточные. Ток возбуждения индуцируется во вращающемся роторе, выпрямляется и подается в обмотку возбуждения. Аналогичные бесщеточные генераторы типов S, SRED, SSЕЕ.
Отсутствие возбудителя на валу генератора со статической системой возбуждения уменьшает габаритные размеры генератора. Кроме того, повышается надежность в результате отсутствия возбудителя постоянного тока с коллектором и щетками. Генераторы типов МСК, ГСС, МСС, а также бесщеточные генераторы изготовлены из новейших электротехнических материалов с кремнийорганической изоляцией обмоток и магнитной системой из высоколегированных электротехнических холоднокатаных мягкомагнитных сталей. Этим объясняется снижение массы генераторов (при одинаковой мощности и частоте вращения) по сравнению с генераторами типа МС примерно на 35%; к. п. д. их достигает 90%. Срок службы доведен до 25 - 30 лет, что равноценно сроку службы судов. Конструкция генераторов каплезащищенного исполнения с разомкнутой системой самовентиляции.
Статические системы самовозбуждения синхронных генераторов обладают высоким быстродействием системы возбуждения в переходных режимах работы судовой электростанции, в результате чего уменьшаются колебания напряжений в судовых сетях.
Рис. 2.46. Внешние характеристики синхронного генератора.
В судовом электрооборудовании всегда имеется индуктивная нагрузка (асинхронные электродвигатели, трансформаторы, статические преобразователи тока и др.), реактивный ток которой уменьшает магнитный поток синхронного генератора, а следовательно, понижает напряжение на его выводах. Особенно большой реактивный ток потребляют асинхронные электродвигатели в момент их пуска, вызывая значительные понижения напряжения в судовой электростанции. Для обеспечения постоянства напряжения судовой электростанции применяются системы автоматического регулирования напряжения (см. §30).
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.