§ 12. Пуск дизеля
Особенности пускового режима. Пусковым называется режим, на котором работает дизель в период от начала вращения коленчатого вала с помощью пускового устройства до начала работы на топливе. Он характеризуется непостоянством параметров рабочего цикла, тепловой и механической напряженностью дизеля.
Устойчивая работа дизеля на топливе возможна только при создании в цилиндрах благоприятных условий (необходимых температуры и давления воздуха в цилиндре в конце хода сжатия) для самовоспламенения и сгорания рабочей смеси. Такие условия обеспечиваются при определенной частоте вращения, зависящей от способа смесеобразования, конструкции, степени износа, теплового состояния и быстроходности дизеля.
Тепловое состояние оказывает значительное влияние на пусковые качества дизеля. С понижением температуры охлаждающей воды и масла резко увеличиваются продолжительность пуска и расход энергии на него, а при температуре ниже 15 - 20 °С быстроходных и 5 - 8°С тихоходных дизелей пуск становится невозможным. Это объясняется неудовлетворительными условиями смазки, охлаждения и смесеобразования в пусковой период. Холодное масло имеет высокую вязкость, вследствие чего увеличиваются силы трения, преодолеваемые пусковым устройством. При указанной выше температуре мощность пускового устройства не обеспечивает необходимую для пуска минимальную частоту вращения. Низкие начальные температуры охлаждающей воды и стенок цилиндра приводят к повышенным потерям тепла через стенки, в результате чего в конце сжатия температура воздуха бывает недостаточна для самовоспламенения топлива. Особенно значительны потери тепла у дизелей с небольшими размерами цилиндров, а также у дизелей с вихрекамерным смесеобразованием, где охлаждаемые поверхности по отношению к объему цилиндра (а следовательно, и количеству воздуха в нем) велики.
Повышенная вязкость топлива при низких температурах ухудшает качество распыливания и также отрицательно влияет на пуск дизеля. При частоте вращения коленчатого вала меньшей, чем требуется для пуска, давление распыливания топлива не обеспечивает образования однородной рабочей смеси в цилиндре.
Понижение качества смесеобразования при малой частоте вращения сказывается еще более заметно при износе топливной аппаратуры, когда увеличивается неравномерность подачи топлива по цилиндрам.
При малой скорости поршня утечки воздуха через неплотности в цилиндрах настолько велики, что существенно снижаются температура и давление воздуха в конце сжатия. При значительном износе цилиндро-поршневой группы и неплотностях клапанов дизель по этой причине может вообще не запуститься.
Плохое распыливание топлива и недостаточная температура конца сжатия в цилиндрах при пуске приводят к такому увеличению периода задержки самовоспламенения, что топливо или вообще не воспламеняется, или воспламеняется со значительным опозданием, в связи с чем необходимой для саморазгона дизеля работы не совершается. Когда период задержки самовоспламенения превышает продолжительность впрыска, процесс сгорания топлива становится неуправляемым. Поэтому даже при нормальном пуске дизеля обычно наблюдается дымный выпуск и откладывается нагар на деталях.
Процесс пуска. От обслуживающего персонала пуск дизеля, являющийся ответственной операцией, требует особого внимания. От правильного выполнения операций при пуске зависят четкость маневра судна, долговечность и надежность работы дизеля. Отказы при пуске нередко приводят к столкновениям судов и повреждению причальных сооружений. Большинство повреждений деталей дизеля также происходит во время его пуска.
С местного или центрального поста в машинном отделении дизель пускают по команде вахтенного начальника, переданной машинным телеграфом или другими средствами связи. Пуск дизеля с дистанционного поста управления осуществляется непосредственно судоводителем.
Перед пуском дизеля надо убедиться, что подготовка к нему закончена, дизель прокачан маслом, индикаторные краны закрыты, валоповоротное устройство отключено, буксовка снята, а рукоятка (маховик) управления установлена в положение «Стоп». У нереверсивных дизелей, которые пускаются без нагрузки, отключают реверс-редуктор, реверсивную муфту или генератор. При пуске с местного поста дистанционное управление отключают.
Чтобы пустить дизель, открывают запорный вентиль пускового баллона, проверяют соответствие положения указателя реверса заданному направлению вращения и, в случае необходимости, реверсируют дизель. Затем предупреждают окружающих: «Пуск», устанавливают орган регулирования в положение малой подачи топлива и переводят рукоятку управления в положение «Пуск». Как только коленчатый вал начнет вращаться, рукоятку управления переводят в положение «Работа».
Если после перевода на работу топливом дизель останавливается, рукоятку управления ставят в положение «Стоп», находят причину отказа и устраняют ее, после чего повторяют пуск.
По окончании пуска закрывают вентиль на пусковом баллоне и выключают агрегат предпусковой прокачки масла.
У некоторых дизелей пуск и изменение подачи топлива производятся одним и тем же органом управления. Этим не только упрощается пуск, но и ограничивается подача топлива: при включении большой подачи клапан управления пуском закрывается. Однако холодный или изношенный дизель с малой подачей топлива может не запуститься. Тогда пользуются так называемой кнопкой автономного пуска: ею можно открыть клапан управления пуском при включении основным органом большой подачи топлива. Такой пуск является форсированным и, во избежание повышенных износов или повреждения деталей дизеля, допускается только в крайних случаях.
Готовность дизеля при стартерном пуске проверяют так же, как и при воздушном. Пуск осуществляется в следующем порядке: устанавливают на малую подачу топлива рукоятку управления, включают питание запальных спиралей и декомпрессионное устройство (если они имеются), нажимают кнопку стартера. Когда коленчатый вал сделает несколько оборотов, выключают декомпрессионное устройство, а после появления вспышки - запальные спирали и стартер. Продолжительность включения стартера не должна превышать 10 - 15 с. Если дизель не заработал на топливе, повторный пуск производится через 20 - 30 с. Эта выдержка необходима для охлаждения реле стартера и сохранения работоспособности аккумуляторных батарей.
Пуск автоматизированных реверсивных дизелей с местного поста управления производится в тех случаях, когда требуется постоянное наблюдение за их состоянием и работой (после монтажа, ремонта, длительной стоянки, при низких температурах охлаждающей воды и масла и т. д., а также при неисправности дистанционного управления и аварийно-предупредительной сигнализации). В остальных случаях пуск осуществляется с дистанционного поста путем установки рукоятки ДАУ на нужный режим работы дизеля. Все операции пуска выполняются автоматически. При этом вентиль на пусковом баллоне должен быть постоянно открыт. Контроль за выполнением команды ведется по приборам на посту ДАУ.
На некоторых судах установлены вспомогательные и главные двигатели с автоматизированным и дистанционным пуском, не оборудованные системой автоматической прокачки маслом и пускающиеся при полной подаче топлива. В этих случаях пускать дизели (особенно вспомогательные) следует с местного поста управления.
Проверка работы дизеля после пуска. После пуска дизеля вахтенный начальник должен проверить по манометру на посту управления и по пульту аварийно-предупредительной сигнализации давление в системе смазки, соответствие показаний тахометра заданному режиму работы дизеля, исправность действия аварийно-предупредительной сигнализации, пополнить воздухом пусковые баллоны (или убедиться в зарядке аккумуляторных батарей при стартерном пуске).
Если после пуска манометр не показывает давления или горит лампочка аварийно-предупредительной сигнализации по давлению масла, дизель должен быть остановлен для выявления и устранения причины отсутствия давления, неправильного показания приборов или работы АПС. Работа дизеля без постоянной вахты в машинном отделении при неисправности контрольных приборов, установленных в рубке, или АПС не разрешается. При первой возможности необходимо осмотреть дизель, убедиться в исправной работе систем и отсутствии подтеканий в соединениях водяных, масляных и топливных трубопроводов, проверить на ощупь нагрев доступных узлов (масляного и топливных насосов, толкателей, регулятора, картерных крышек и т. д.), работу движущихся деталей дизеля на слух, обратить внимание на то, нет ли дыма в машинном отделении.
При появлении ненормальных стуков, перегреве отдельных узлов, внезапном понижении частоты вращения коленчатого вала дизель должен быть немедленно остановлен для выяснения причины и устранения дефекта.
Только убедившись по приборам, на слух и на ощупь в исправной работе дизеля, можно постепенно увеличивать его нагрузку.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.