§ 21. Задачи кондиционирования воздуха
Поддержание в помещениях судна в летнее и зимнее время наиболее благоприятного климата является задачей весьма важной, так как обеспечивает улучшение условий труда и отдыха экипажа и пассажиров.
Воздух, которым мы дышим, содержит 23,5% (по массе) кислорода и 76,5% азота и других газов. Жизнь человека в первую очередь зависит от того, достаточно ли он получает кислорода. При снижении содержания кислорода в помещениях до 17,5% человек не сможет прожить и несколько минут. Поэтому важным для самочувствия людей является газовый состав и чистота воздуха.
Человеческий организм непрерывно производит тепло и для нормального протекания физиологических процессов оно должно передаваться окружающей среде. Тепло образуется в организме в результате переваривания пищи и окислительных процессов - от воздействия кислорода на жидкости и клеточные ткани. Количество этого тепла зависит от физической нагрузки, возраста человека и других факторов. Тепловыделения организма колеблется от 70 до 180 Вт (от 60 до 150 ккал/ч) и более. Теплота, выделяемая организмом, передается окружающему воздуху конвекцией и радиацией через кожный покров (явная теплота) и испарением влаги с поверхности кожи (скрытая теплота). Температура кожного покрова человека в среднем равна 33°С. Теплота, передаваемая конвекцией и испарением, зависит от температуры, влажности и скорости воздуха, характера и теплопроводности одежды. Радиационный теплообмен происходит между человеком и поверхностями ограждений, его значение и направление зависят от температуры этих поверхностей. Потовые железы постоянно выделяют влагу через кожный покров. При высокой температуре окружающей среды организм выделяет за сутки до 1 кг пота. Испаряясь, пот интенсивно отбирает избыток тепла от организма; скрытая теплота парообразования пота составляет 0,69 кДж/г (0,58ккал/г). Человек чувствует себя хорошо, когда в установившемся режиме организм отдает столько тепла в окружающую среду, сколько вырабатывает. Нарушение тепловлажностного равновесия между человеком и окружающей средой приводит к переохлаждению или перегреву тела.
При изменении параметров воздуха начинает выполнять свои функции физиологический терморегуляционный аппарат: организм человека стремится приспособиться к новым условиям, при этом происходит перераспределение статей теплоотвода, что прежде всего сводится к изменению соотношения между явной и скрытой теплотой. По мере повышения температуры окружающего воздуха уменьшается отвод тепла сухим путем и увеличивается отвод тепла испарением. При температуре воздуха ниже 15°С теплоотдача испарением пота с поверхности кожи играет незначительную роль. При средних температурах и нагрузках отвод тепла от человека составляет в среднем испарение 22%, конвекцией 32% и радиацией 46% . При температуре воздуха равной или выше температуры тела тепловыделение будет осуществляться только испарением. Если температура ограждений помещения выше температуры тела, то испарением будет отводиться не только теплота, выделяемая организмом, но и теплота, получаемая телом от ограждений конвекцией и радиацией. В жаркое время года температура воздуха в помещении обычно поддерживается на 6 - 10°С ниже температуры наружного воздуха. Более низкие температуры в помещении создают неприятное ощущение при входе в помещение и выходе из него; при входе получается ощущение «сырости», а при выходе усиливается ощущение жары и духоты. Допустимый перепад температур наружного воздуха и воздуха в помещении показан на рис. 1.16.
Рис. 1.16. Допустимый перепад температуры наружного воздуха и воздуха в помещении
Например, при температуре наружного воздуха 36°С, в помещении можно поддерживать температуру порядка 27°С. Следовательно, при высокой температуре наружного воздуха температура в помещении не настолько низка, чтобы обеспечить отвод значительной части тепла сухим путем, тепловыделение будет осуществляться в значительной степени испарением пота с поверхности кожи. Поэтому очень важно, чтобы состояние воздуха в помещении допускало дальнейшее насыщение воздуха водяными парами, выделяемыми в помещении людьми, иначе говоря в воздухе должен существовать дефицит влаги, т. е. он не должен быть насыщенным. Если влажность воздуха велика, то он не может полностью поглощать выделенную влагу, возникает обильное потоотделение, дыхание становится тяжелым, человек быстро утомляется и испытывает жажду. Воздух с очень низкой влажностью оказывает обратное действие - кожа становится сухой, шероховатой и может растрескиваться от напряжения. То же происходит со слизистыми оболочками носа, рта и горла, в связи с чем повышается восприимчивость организма к простудным заболеваниям.
Для того чтобы обеспечить в помещениях нормальную влажность, воздух осушают в жаркое время и увлажняют зимой. Эти процессы являются одной из главнейших функций системы кондиционирования воздуха.
Важное значение имеет скорость движения воздуха в помещении. С повышением скорости конвективная теплоотдача и испарение осуществляются более интенсивно, но при больших скоростях воздуха, при которых может быть достигнуто количественное равновесие, получается неприятное ощущение «сквозняка».
Таким образом, задачей кондиционирования воздуха является поддержание в помещениях наиболее благоприятных, так называемых комфортных условий. Эти условия определяются в первую очередь температурой и влажностью воздуха в сочетании со скоростью его движения, а также определенным химическим составом воздуха и очисткой его от вредных примесей.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.