§ 26. Водоопреснительные установки
Водоопреснительные установки - предназначены для получения из морской воды дисцилата для удовлетворения судовых потребностей в технической воде.
Пресная техническая вода необходима для восстановления утечек и конденсата в котлах, пополнения замкнутых систем охлаждения ДВС, а также при специальной обработке может использоваться в качестве питьевой или мытьевой воды. Согласно санитарным нормам расход пресной воды для питья, приготовления пищи, мытья и других бытовых целей составляет 100 л/сутки. На пассажирских и рыболовецких судах до 200 л/сутки на одного человека.
Для большинства транспортных судов потребность в пресной воде, зависит от типа СЭУ.
Для судов с дизелем: 5 - 20 тонн в сутки.
Для судов с паросиловой установкой : 20-50 тонн в сутки
Применение водоопреснительных установок экономически целесообразно, так как приводит к сокращению запасов пресной воды (и соответственно увеличением грузоподъемности), а также из-за более низкой стоимости приготовленного дисцилата по сравнению принятой пресной воды с берега.
Существуют следующие способы опреснения:
1. дисциляция (выпаривание)
2. кристало-гидратный способ (вымораживание)
3. гиперфильтрация
4. электро-диализ
Наиболее распространенным является дисциляция, как наиболее технически простой, надёжный, экономически выгодный (используется утиль-сырьё), а также обеспечивается минимальное содержание солей (до 10 мг на 1 литр).
Под общим солесодержанием дисцилата понимают наличие в воде всех растворимых минеральных веществ способных проводить электрический ток (диссоциирующих на ионы) солей, щелочей, кислот и газов.
1. Метод дисциляции заключается в следующем: при кипении морской воды, тепловая энергия греющей воды расходуется на перевод молекул воды из жидкой фазы в парообразную с последующей конденсацией. При этом содержащиеся в морской воде соли, положительные и отрицательные ионы которых - поляризованными молекулами воды образуют малоподвижные соединения - сольвенты, которые не могут приобрести необходимой энергии для фазового перехода из жидкости в пар. Сконденсировавшиеся пары отводятся в цистерну запаса пресной воды, а рассол сбрасывается за борт. К недостаткам относятся образование накипи (солей жесткости) на поверхности нагрева.
2. Кристало-гидратный способ основан на медленном охлаждении морской воды ниже температуры замерзания (до -2°С). Образовавшееся кристаллы пресного льда удаляются из рассола и поступают на обогреватель и превращаются в пресную воду. К недостаткам этого способа - высокое солесодержание (до 500 мг/л)
3.Метод гиперфильтрации основан на явлении осмотического давления возникающего на границе раздела раствора и растворителя, при достижении определенного давления превышающего осмотическое, специальной мембраны пропускают молекулы воды и не пропускают ионы растворенных солей. Мембраны выполняются из пучка полых волокон из триациатита целюлёзы с внутренним диаметром 40 микрон и наружным 85-100 микрон. Такие установки на судах не применяются из-за малой производительности.
4.Электро-диализный способ принцип действия основан на способности полупроницаемых полимерных мембран, при наложении электростатического поля пропускать ионы солей только одного знака. Если морскую воду направить в пространство между этими мембранами и подать на них электрический ток, то будут образовываться камеры, где собирается рассол и камеры с дисцилатом. К недостаткам этого способа - малый срок службы мембран и дороговизна, кроме того содержание солей достигает до 300 мг/л.
Водоопреснительные установки как правило автоматизированы.
В установках приготовления питьевой воды (УПВ) происходит растворение в дисцилате натрия сернистого NaHSО , магния сернистого MgSО ·7H O, кальция хлористого СаС1О ·6Н2О, натрия двууглистого NaHCO , натрия фтористого NaF, которые поступают на суда в виде наборов для приготовления питьевой воды.
На рисунке 1.28 показаны - принципиальная схема и устройство вакуумной водоопреснительной установки IWF – 36 «Нирекс» которая работает следующим образом: при снижении уровня в цистерне пресной воды включается подача забортной воды насосом 8 которая идёт в трех направлениях в испаритель 4, который подогревается от температуры воды внутреннего контура двигателя (75-85°С). Кроме того вода поступает в рассольный эжектор 5 откачивающий рассол за борт, а также воздушный эжектор 7 создающий вакуум в испарительной камере. Кроме того для конденсации паров дисцилата в конденсатор поступает забортная вода. Сконденсировавшиеся дисцилат в конденсаторе забирается насосом 6 и через блок 9 включает электромагнитный клапан сброса дисцилата с повышенной конденсацией солей за борт. 10 - блок сигнализации и управления. При наполнении цистерны дисцилатом поплавковое реле отключает сигнализацию.
В установках приготовления питьевой воды (УПВ) происходит растворение в дисцилате натрия сернистою NaHSO , магния сернистого MgSO ·7H O, кальция хлористого CaCIO ·6H O, натрия двууглистого NaHCO , натрия фтористого NaF, которые поступают на суда в виде наборов для приготовления питьевой воды.
Рис. 1.28. Устройство и принципиальная схема водоопреснительной установки
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАНОВКИ IWF-36-125
Производительность, м3 /сут 10 – 25
Температура греющей воды, °С 65
Расход греющей воды, м3 /с 0,011 - 0,025
Расход охлаждающей воды (при температуре 32 °С),
м3/с 0,011 - 0,025
Давление в камере испарения, кПа 7
Соленость дистиллята, мг/л Сl 4
Подача насосов, м3/с:
дистиллятного. 0,00058
рассольного 0,0012
Напор насосов, м:
дистиллятного 28
рассольного 53
Суммарная мощность электродвигателей, кВт 15
Габаритные размеры, м:
длина 1,2
ширина 1,98
высота 2,26
Масса, кг 1890
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.