Понятие об электрическом приводе
Судовые механизмы независимо от их назначения обычно состоят из следующих основных элементов: исполнительного механизма, выполняющего полезную работу; двигателя, приводящего в движение этот исполнительный механизм; передаточного устройства, осуществляющего передачу движения от вала двигателя к валу исполнительного механизма; устройства для управления двигателем.
Электромеханическая система, состоящая из электродвигательного, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств, предназначенная для приведения в движение вспомогательных органов рабочей машины и управления этим движением, называется электроприводом. В отдельных случаях преобразовательное и передаточное устройства могут отсутствовать.
Существуют следующие разновидности электропривода: групповой, индивидуальный и многодвигательный. Электропривод, в котором исполнительные органы нескольких рабочих механизмов приводятся в движение одним электродвигателем, называется групповым. В настоящее время групповой электропривод ввиду его технического несовершенства почти не применяется.
Индивидуальным называется такой электропривод, в котором исполнительные органы одной рабочей машины приводятся в движение одним электродвигателем.
Многодвигательный электропривод - это взаимосвязанный электропривод, электродвигательные устройства которого совместно работают на общий вал.
На судах речного флота наиболее распространенным видом является индивидуальный электропривод.
Для электродвигателя, работающего в системе электропривода, характерны два режима работы: двигательный и генераторный, называемый тормозным режимом. При работе в двигательном режиме к валу электродвигателя приложены: электромагнитный момент, развиваемый двигателем, и момент нагрузки, создаваемый рабочей машиной, который называется статическим моментом. Электромагнитный момент двигателя в этом случае совпадает по направлению с вектором скорости вращения. Поэтому он называется вращающим моментом и имеет положительный знак. В двигательном режиме работает, например, электродвигатель грузоподъемного механизма при подъеме груза. При работе электродвигателя в тормозном режиме его электромагнитный момент действует в направлении, противоположном скорости вращения, т. е. препятствует движению. Поэтому он называется тормозным моментом и имеет отрицательный знак. Такой момент развивает, например, электродвигатель грузоподъемного механизма при опускании тяжелого груза.
Статический момент, создаваемый рабочей машиной, может быть положительным или отрицательным. В большинстве случаев статический момент является отрицательным и называется моментом сопротивления. Он направлен против движения. Момент сопротивления создается силами трения, силой тяжести при подъеме груза, силами сопротивления резанию, сжатию, растяжению и скручиванию неупругих тел.
Положительный статический момент создается на валу электродвигателя силой тяжести при спуске груза. Он совпадает с направлением движения и называется движущим моментом.
При работе двигателя в установившемся режиме, когда его вращающий момент М равен статическому моменту М и скорость вращения постоянна, справедливо уравнение М = М или М -М = 0.
Изменение нагрузки на валу электродвигателя, а также изменение параметров питающей сети вызовут переход электропривода от одного установившегося режима работы к другому. В этом случае электропривод будет работать в переходном режиме. Продолжительность переходного режима электропривода зависит в основном от момента инерции или махового момента рабочей машины и электродвигателя. В переходном режиме, кроме вращающего момента электродвигателя М и статического момента нагрузки М , действует динамический или избыточный момент привода М . Переходный режим выражается уравнением М -М = М .
Динамический момент
М = J (dω/dt),
где J - момент инерции вращающихся масс, кг·м ;ω - угловая скорость вращения, рад/с; t - время, с; dω/dt - угловое ускорение, рад/с .
Подставляя значение динамического момента в уравнение переходного режима, получим основное уравнение движения привода:
М -М = J (dw/dt).
Анализ основного уравнения движения показывает, что в зависимости от значения динамического момента для электропривода возможны три состояния:
При М > М , М > 0, dω/dt > 0 - электропривод ускоряется (разгоняется).
При М = М , М = 0, dω/dt > 0 - установившееся равномерное движение электропривода с постоянной скоростью.
При М < М , М < 0, dω/dt < 0 - электропривод замедляется (имеет место торможение).
В теории электропривода рассматриваются механические и электромеханические характеристики электродвигателей, дающие наиболее полное представление об их электромеханических свойствах.
Механическая характеристика показывает зависимость угловой скорости от электромагнитного момента, развиваемого электродвигателем, т. е. ω = f(M). На рис. 2.81 представлены механические характеристики электродвигателей.
При увеличении момента нагрузки угловая скорость у большинства электродвигателей уменьшается. В зависимости от степени изменения частоты вращения электродвигателя при изменении момента сопротивления на его валу механические характеристики подразделяются на абсолютно жесткие, жесткие и мягкие.
Абсолютно жесткой считается механическая характеристика, при которой частота вращения электродвигателя совершенно не изменяется при изменении нагрузки на его валу. Такую характеристику имеют синхронные электродвигатели (прямая 1 на рис. 2.81).
Механическая характеристика считается жесткой, если угловая скорость электродвигателя изменяется незначительно при значительном изменении момента нагрузки на его валу. Жесткую механическую характеристику имеют электродвигатели постоянного тока параллельного возбуждения и асинхронные электродвигатели (кривые 2 и 5 на рис. 2.81).
Мягкую механическую характеристику имеют двигатели постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения (кривые 4 и 3 на рис. 2.71), у которых частота вращения изменяется значительно при изменении момента на валу электродвигателя.
Рис. 2.81. Механические характеристики электродвигателей.
Рис. 2.82. Механические характеристики производственных механизмов.
Естественная механическая характеристика соответствует нормальным условиям работы электродвигателя, когда в цепях якоря или обмотки возбуждения отсутствуют внешние добавочные резисторы, а параметры питающей сети (напряжение и частота) имеют номинальные значения. Механические характеристики двигателя при наличии внешних добавочных резисторов в цепях якоря или обмотки возбуждения, а также при изменении номинальных параметров питающей сети называются искусственными.
У большинства исполнительных механизмов статический момент сопротивления зависит от угловой скорости. Зависимость М = f(ω) называется механической характеристикой производственного механизма (рис. 2.82).
По характеру этой зависимости судовые механизмы можно разделить на три основные группы:
1. Механизмы, у которых статический момент сопротивления не зависит от скорости вращения: М = const (прямая 3). Такую характеристику имеют грузоподъемные устройства.
2. Механизмы со статическим моментом сопротивления, пропорциональным угловой скорости вращения: М = М + сω, где М - начальный момент трения; с - коэффициент, зависящий от нагрузки. Механическую характеристику этой группы механизмов (прямая 2) имеют поршневые, шестеренные и винтовые насосы, генераторы преобразователей электроэнергии.
3. Механизмы, статический момент которых зависит от квадрата угловой скорости вращения: М = М + сω (кривая 1 - квадратичная парабола). К механизмам, обладающим такой характеристикой, относятся вентиляторы, центробежные насосы и гребные винты.
Зависимость угловой скорости вращения электродвигателя от тока, протекающего по цепи его якоря или ротора ω = f(I), называется электромеханической характеристикой. Электромеханические характеристики электродвигателей также подразделяются на естественные и искусственные; абсолютно жесткие, жесткие и мягкие.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.