§ 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
Наиболее простым способом пуска электродвигателей постоянного тока является прямой пуск, когда двигатель в момент пуска включается непосредственно на полное напряжение сети. Начальный пусковой ток I двигателя, когда угловая скорость и э. д. с. якоря равны нулю (ω = 0, Е=0), согласно закону Ома определяется выражением I = U/r .
При вращении якоря в его обмотке наводится э. д. с. Е, направленная навстречу приложенному напряжению U. Значение этой э. д. с. прямо пропорциональна магнитному потоку Ф и угловой скорости ω, т. е. Е = кФω.
Поэтому по мере разгона двигателя ток I , протекающий по якорной цепи, будет уменьшаться:
I = (U - Е)/r = (U - кФω)/r
Так как сопротивление обмотки якоря r очень мало, то начальный пусковой ток мощных двигателей достигает больших значений I =10 - 50 I . Это вредно отражается на процессе коммутации, вызывает большой провал напряжения в питающей цепи, нарушает нормальный режим работы других потребителей. Поэтому прямой пуск применяют для электродвигателей постоянного тока только небольшой мощности (не более 1,3 кВт), имеющих значительное сопротивление обмотки якоря.
Пуск более мощных электродвигателей обычно производят при включенном последовательно с якорем двигателя пусковом реостате.
При реостатном пуске добиваются ограничения броска пускового тока до значения, допустимого по условиям коммутации. Обычно принимают
I = (1,8 ÷ 2,5) I .
В первоначальный момент пуска э. д. с. равна нулю. Задавшись значением пускового тока,
I = (U - Е)/(r + r ),
из уравнения определяют сопротивление пускового реостата:
r = (U / I ) - r .
Сопротивление ступеней пускового реостата можно определить графическим способом - построением пусковой диаграммы. Рассмотрим построение пусковой диаграммы для электродвигателя параллельного возбуждения
(рис. 2.88, а) и определение по ней сопротивлений ступеней пускового реостата. Прежде всего по двум точкам I = 0, ω = ω и I = I , ω = ω строится естественная электромеханическая характеристика двигателя ω = f(I).
Затем находят значения максимального I = (1,8÷2,5) I и минимального I = (1,1÷1,2) I пусковых токов и определяют общее сопротивление якорной цепи в первоначальный момент пуска: r =U/ I .
Дальнейшее построение пусковой диаграммы выполняется графическим путем. Если при построении пусковой диаграммы не получится выход на естественную характеристику, то необходимо изменить значение минимального пускового тока (переключения) I или максимального пускового тока I и построить повторно пусковую диаграмму. Отрезок аВ в некотором масштабе представляет собой общее сопротивление якорной цепи r на первом этапе пуска. Поэтому масштаб сопротивлений m , Ом/мм, будет равен m = r/(aB).
Рис. 2.88. Пусковая диаграмма (а) и схема реостатного пуска (б) двигателя параллельного возбуждения.
Зная масштаб сопротивлений, определяют сопротивления ступеней (резисторов) пускового реостата и сопротивление обмотки якоря:
r = m ас; r = m се; r = m ек; r = m кВ
Сумма полученных сопротивлений должна равняться общему сопротивлению якорной цепи, т. е. r + r + r + r = r.
По мере разгона двигателя э. д. с. обмотки якоря увеличивается, а ток уменьшается. Уменьшение тока вызывает снижение вращающего момента. Для увеличения вращающего момента и уменьшения времени пуска первый резистор R1 (рис. 2.88, б) пускового реостата выключается из цепи якоря закорачиванием контактом К1 контактора ускорения при уменьшении тока до значения I . Затем по мере разгона электродвигателя поочередно контактами К2 и КЗ будут выключаться соответственно второй К2 и третий КЗ резисторы пускового реостата. К концу пуска реостат замыкающими контактами К1, К2 и КЗ полностью выводится из якорной цепи, а двигатель переходит на естественную характеристику. Кроме реостатного пуска, для ограничения броска пускового тока применяют пуск двигателя при пониженном напряжении, который возможен лишь в системах генератор - двигатель (Г - Д) и в схемах тиристорного управления.
Реверсирование двигателей постоянного тока принципиально можно осуществить двумя способами: изменением направления тока в обмотке якоря или изменением направления тока в обмотке возбуждения. Одновременное изменение направления тока в обеих обмотках не приведет к реверсированию двигателя.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.