logo search
СЭУ оригинал

Щелочные аккумуляторы

Устройство аккумуляторов. Щелочные аккумуляторы состоят из бака (корпуса), блока положительных и отрицательных пластин и электролита.

На речных и морских судах применяются кадмиево-никелевые и железоникелевые аккумуляторы. Конструкция их в основном одинакова, но отрицательные пластины различаются по составу активной массы; кроме того, у кадмиево-никелевых аккумуляторов крайние пластины всегда положительные, а у железоникелевых - отрицательные. Баки сварные, из листовой стали, никелированные; у кадмиево-никелевых аккумуляторов бак соединен с блоком положительных, а у железоникелевых - с блоком отрицательных пластин.

Общий вид щелочного аккумулятора показан на рис.2.48

Пластины щелочного аккумулятора набраны в виде пакетов (ламелей) из тонких стальных перфорированных лент, в которые запрессовано активное вещество.

Активная масса положительных пластин кадмиево-никелевых и железоникелевых аккумуляторов - гидрат окиси никеля. Для улучшения электропроводности добавляют около 20 % чешуйчатого графита. Активной массой отрицательных пластин кадмиево-никелевых аккумуляторов служит раздробленный на мелкие частицы высокодисперсный кадмий с примесью железа, а железоникелевых - высокодисперсное железо. Ленты для пакетов положительных пластин никелируют.

Для изоляции разноименных пластин используют эбонитовые палочки.

Для щелочных аккумуляторов обычно применяется составной электролит из водного раствора едкого калия плотностью 1,19- 1,21 г/см3 с добавлением 20 г моногидрата лития на 1 л раствора.

Типы и основные данные щелочных аккумуляторов приведены, в табл.16.

Рис.2.48 Общий вид щелочного аккумулятора.

1 - бак; 2 - ламели; 3 - полюсные выводы; 4 - вентиляционная пробка;

5 -крышка; 6 - изоляционная пластина; 7 - обжимки; 8 - распорные

изоляционные палочки.

Таблица 16. Основные технические данные щелочных аккумуляторных батарей

Эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей. Аккумуляторы, батарейные рамки, деревянные футляры и металлические каркасы должны быть сухими и чистыми.

Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и междуэлементные соединения батарей должны быть всегда покрыты техническим вазелином. При обнаружении ржавчины на аккумуляторных батареях ее следует снять ветошью, слегка смоченной в керосине. Очищенное место необходимо вновь покрыть битумным или любым щелочестойким лаком. Для очистки наружных частей аккумуляторов от пыли и солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, навернутой на деревянную палочку. Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки.

Периодически следует проверять, нет ли короткого замыкания между соединенными аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами становится меньше 3 мм, следует изолировать их один от другого щелочестойким изоляционным материалом (эбонитом, винипластом, или, в крайнем случае, резиной). Необходимо периодически прочищать сточные канавки деревянных футляров батарей. При работе с гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий. Никогда не следует оставлять на батарее инструмент или металлические детали. Надо следить за состоянием резиновых колец у вентиляционных пробок и в случае повреждения заменять их новыми; время от времени надо прочищать отверстия вентиляционных пробок.