logo search
СЭУ оригинал

Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.

Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл.17.

Таблица 17. Электролит для щелочных аккумуляторов

Если составной электролит готовится из отдельных компонентов - едкого калия, едкого натрия и едкого лития, то в готовый раствор едкого калия плотностью 1,19- 1,21 г/см добавляется едкий литий из расчета 20г на 1л раствора; в готовый раствор едкого натрия плотностью 1,17- 1,19 г/см3 едкий литий из расчета 10г на 1л раствора.

Количество электролита в литрах, необходимое для заливки аккумуляторных батарей, указано в табл.9.

Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, и вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат, а также питьевая вода (кроме минеральной). Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках или стеклянных сосудах, имеющих плотно закрывающиеся крышки. Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения в дистиллированной или обычной воде необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно 3 - 6 ч), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше +30 °С раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.

Состав электролита, применяемого для кадмиево-никелевых и железо-никелевых аккумуляторов, в зависимости от температурных условий приведен в табл.18.

Таблица 18. Состав электролита в зависимости от температурных условий

Температура воздуха,°С

Состав электролита

Плотность г/см

От -19 до +35

От -20 до -40

Составной калиеволитиевый

раствор; раствор едкого калия с

добавкой 20г моногидрат

лития на 1л

Раствор едкого калия

1,19- 1,21

1,25- 1,27

Ввод в эксплуатацию щелочных аккумуляторов. Перед эксплуатацией необходимо удалить с поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки междуэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, надо снять ветошью, слегка смоченной в керосине.

Затем аккумуляторы заливают электролитом, дают им постоять не менее 2 ч (для пропитки пластин) и проверяют вольтметром напряжение на каждом из них. При отсутствии напряжения на аккумуляторе надо оставить его еще на 10 ч. после чего вновь проверить напряжение. Если и при этом оно будет равно нулю, аккумулятор следует заменить. После двухчасовой пропитки проверяют уровень электролита над пластинами аккумуляторов, который должен быть не менее 5 и не более 12 мм.

Затем аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2 - 4 цикла режимом: заряд - нормальным током заряда в течение 12 ч, разряд - нормальным током разряда в течение 8 ч, до напряжения не менее 1В на худший аккумулятор в каждой батарее. После этого проводится контрольный цикл на режиме: заряд - нормальным током заряда в течение 6 ч, разряд-нормальным током разряда до напряжения не ниже 1В на худший аккумулятор. Если при этом емкость будет не ниже номинальной, аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита. При более длительном хранении электролит подлежит замене.

Во избежание поглощения электролитом углекислого газа из воздуха в каждый аккумулятор рекомендуется вливать вазелиновое масло в количестве, указанном в табл.19. При отсутствии вазелинового масла вливают керосин, в том же количестве.

Таблица 19. Количество добавляемого в электролит вазелинового масла

Смена электролита. Перед сменой электролита, которая производится через каждые 100-150 циклов, аккумуляторы разряжают током восьмичасового режима до напряжения 1В на аккумулятор. Старый электролит выливают, энергично встряхивая батарею для удаления грязи из сосуда.

Затем аккумуляторы промывают подщелоченной отстоянной или дистиллированной водой и энергично встряхивают.

После промывки аккумуляторы немедленно заливают электролитом и после двухчасового отстоя замеряют его плотность, при необходимости доводят его до требуемого значения, после чего аккумуляторы закрывают пробками. Электролит заменяют также в случае использования аккумуляторов при температурах -20 °С и ниже.

Срок службы аккумуляторов и батарей сокращается вследствие: систематических не дозарядов; глубоких разрядов (ниже конечных напряжений); падения уровня электролита ниже верхнего края пластин; повышенной плотности электролита при температуре выше 0°С; повышения температуры электролита.

Заряд щелочных аккумуляторов и батарей. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются режимы заряда, приведенные в табл. 20. Не допускается повышение температуры при заряде более +45 °С составных электролитов и более +35 °С для электролитов без добавки едкого лития. В

случае превышения указанных температур необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть. У исправных и правильно включенных аккумуляторов напряжение при нормальном токе заряда должно быть в начале заряда 1,40 - 1,45 В; в конце заряда 1,75 - 1,95 В.

Таблица 20. Режимы заряда судовых аккумуляторных батарей.

Разряд щелочных аккумуляторов и батарей. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может проводиться током различной силы, не ниже допускаемого конечного напряжения (табл.21).

Таблица 21. Конечное напряжение разряда в зависимости от его режима

При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует проводить контрольные электрические испытания следующим образом. Аккумуляторы или батареи подвергают двум тренировочным циклам и одному контрольному. На первом и втором тренировочных циклах заряд проводится нормальным током в течение 12ч, а разряд - нормальным током в течение 8 ч, но до напряжения не ниже 1,1В на аккумулятор. Третий цикл является контрольным: проводится заряд нормальным током в течение 6 ч и разряд нормальным током в течение 8ч.

При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора: при заряде - в начале и конце заряда; при разряде - в начале разряда, через 6, 7 и 8 ч разряда. Аккумуляторы, имеющие через 6 ч разряда напряжение 1В и ниже, подлежат замене.

Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита.