§ 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
Автоматизация процесса пуска в разомкнутых системах управления электроприводом наиболее просто осуществляется для асинхронных короткозамкнутых двигателей. Здесь, как правило, управление пуском сводится к прямому включению двигателя на полное напряжение сети. В процессе пуска двигателей постоянного тока и асинхронных двигателей с фазным ротором необходимо постепенно выключать ступени пускового реостата. Это можно производить автоматически при помощи контакторов ускорения. В системах дистанционного управления применяют пуск двигателей в одной из функций: времени, тока, скорости.
Пуск в функции времени получил наибольшее распространение в судовом электроприводе. Он осуществляется с помощью электромагнитных или маятниковых реле времени, которые настраиваются на определенную, наперед заданную выдержку времени. Принципиальная схема пуска двигателя постоянного тока в функции времени с применением электромагнитных реле и контакторов ускорения приведена на рис. 2.102. Схема обеспечивает автоматический пуск двигателя М в функции времени с двумя ступенями сопротивлений R1 и R2 пускового реостата. Сразу же после подачи напряжения включаются на полное напряжение сети обмотка параллельного возбуждения LM двигателя и катушки электромагнитных реле времени КТ1, К.Т2. Реле сработают и разомкнут свои контакты КТ1, КТ2 в цепях питания электромагнитных катушек контакторов ускорения КМ2, КМЗ. Этим достигается предотвращение возможности преждевременного срабатывания контакторов ускорения. На этом заканчивается предварительная подготовка к пуску двигателя.
Рис. 2.102. Схема пуска электродвигателя постоянного тока в функции
времени с электромагнитным реле.
При нажатии на кнопку SB2 получит питание катушка линейного контактора КМ1, который сработает и замкнет свои контакты КМ1 в цепи якоря двигателя, подключая его к судовой сети. Замыкающий вспомогательный контакт КМ1 шунтирует кнопку SB2 (тем самым контактор КМ1 становится на самоблокировку). Размыкающий вспомогательный контакт КМ1 разрывает цепь питания катушки электромагнитного реле времени КТ1. Двигатель начинает разгоняться с включенными в якорную цепь пусковыми резисторами R1 и R2.
Потеряв питание, реле КТ1 с выдержкой времени замкнет свой контакт КТ1 в цепи катушки первого контактора ускорения КМ2. Контактор КМ2 сработает и своим замыкающим контактом КМ2 в силовой цепи закоротит первый пусковой резистор R1. Произойдет переход двигателя на вторую искусственную характеристику.
Размыкающий вспомогательный контакт КМ2 обесточит катушку электромагнитного реле времени КТ2, которое с выдержкой времени замкнет свой контакт КТ2 в цепи катушки второго контактного ускорения КМ3. Контактор КМ3 сработает и своим замыкающим контактом КМ3 в силовой цепи закоротит пусковой резистор R2. Двигатель выходит на естественную характеристику.
Для остановки двигателя нажимают на кнопку SB1. При этом обесточивается катушка линейного контактора КМ1, который размыкает свои контакты КМ1 в цепи якоря двигателя, отключая двигатель от сети.
На рис. 2.103 приведена принципиальная схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором в функции времени. Электромагнитные реле времени КТ1, КТ2 получают питание от полупроводникового выпрямителя VD, включенного на напряжение вторичной обмотки понижающего трансформатора TV.
Нажимая на кнопку SB2, включают линейный контактор КМ1, который замыкает свои контакты КМ1 в силовой цепи двигателя М и размыкает вспомогательный контакт КМ1 в цепи катушки первого электромагнитного реле времени КТ1. Замыкающий вспомогательный контакт КМ1 шунтирует кнопку SB2. Двигатель начинает разгоняться с включенными в роторную цепь двигателя пусковыми резисторами R1 и R2.
Электромагнитное реле КТ1 с выдержкой времени отпустит свой якорь и замкнет контакт КТ1. Получит питание катушка первого контактора ускорения КМ2, который сработает и замкнет свои контакты КМ2 в роторной цепи двигателя. Двигатель с большей скоростью будет разгоняться на второй искусственной характеристике.
Одновременно размыкается вспомогательный контакт КМ2, обесточивая катушку второго электромагнитного реле времени КТ2, которое с выдержкой времени замкнет свой контакт КТ2 в цепи катушки второго контактора ускорения КМ3. Контактор КМ3 своими замыкающими контактами КМ3 закорачивает пусковой резистор R2 в роторной цепи двигателя. Двигатель переходит на работу по естественной характеристике.
Рис. 2.103. Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором в
функции времени с электромагнитным реле.
Защита двигателя от перегрузок осуществляется тепловыми реле КК1 и КК2, контакты которых включены в цепь питания линейного контактора КМ1. При перегрузке размыкается один из контактов КК1 или КК2, обесточивая линейный контактор, который разомкнет свои главные контакты КМ1 и отключит двигатель от сети.
Защита двигателя от токов короткого замыкания осуществляется автоматическим выключателем QF, цепи управления - плавкими предохранителями FU1 и FU2.
Схема пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в функции времени с электромеханическим реле времени показана на рис. 2.104. Включением рубильника QS подготавливают схему к пуску электродвигателя М. При нажатии на кнопку SB2 получает питание катушка линейного контактора КМ1, который, срабатывая, замыкает свои контакты КМ1 в силовой цепи двигателя, а замыкающий вспомогательный контакт КМ1 шунтирует кнопку SB2. Двигатель подключается к сети через пусковые резисторы R.
Рис. 2.104. Схема пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым
ротором в функции времени с электромеханическим реле.
При срабатывании якорь линейного контактора КМ1 через механическую связь (на схеме не показана) взведет пружину маятникового механизма реле времени КТ, которое после установленной выдержки времени замкнет свой контакт КТ в цепи катушки контактора ускорения КМ2. Контактор КМ2 сработает и своими замыкающими контактами КМ2 подключит статор электродвигателя на полное напряжение сети.
На рис. 2.105 приведена схема автоматического пуска двигателя постоянного тока в две ступени с применением таймтакторов. При подаче напряжения в схему получают питание: параллельная обмотка возбуждения LM двигателя и удерживающие катушки обоих таймтакторов Kl.1, K2.1, которые выполняют функции электромагнитных реле. Эти катушки притянут якоря таймтакторов к своим сердечникам, размыкая соответственно контакты К1.1 и К2.1 в цепях втягивающих катушек К1.2 и К2.2, которые выполняют функции контакторов ускорения.
При нажатии на кнопку SB2 получит питание катушка линейного контактора КМ, который, срабатывая, замыкает свои главные контакты КМ в якорной цепи двигателя М. Двигатель включается в сеть через пусковой реостат с двумя резисторами R1 и R2. Замыкающий вспомогательный контакт контактора КМ шунтирует кнопку SB2, а его размыкающий контакт КМ обесточивает удерживающую катушку К1.1 первого таймтактора. Якорь первого таймтактора отпадает с заданной выдержкой времени от сердечника удерживающей катушки К1.1, замыкая свой контакт К1.1 в цепи втягивающей катушки К1.2. Втягивающая катушка К1.2 притянет якорь первого таймтактора к своему сердечнику и замкнет его главный контакт К1.2 закорачивая первый пусковой резистор R1. Двигатель переходит на вторую искусственную характеристику.
Рис. 2.105. Схема пуска двигателя постоянного тока в функции времени с таймтакторами.
Размыкающий вспомогательный контакт К1.2 первого таймтактора разрывает цепь питания удерживающей катушки К2.1 второго таймтактора, который с установленной выдержкой времени замкнет контакт К2.1 в цепи питания своей втягивающей катушки К2.2. Второй таймтактор замкнет свой главный контакт К2.2, закорачивая второй пусковой резистор R2. На этом заканчивается пуск двигателя.
Рис. 2.106. Схема пуска двигателя постоянного тока в функции тока.
На рис. 2.106 показана одна из возможных схем автоматического пуска двигателя постоянного тока в функции тока в две ступени. Включением рубильника QS схема подготавливается к пуску двигателя. Нажатием кнопки SB2 подается питание на катушку линейного контактора КМ, который, сработав, подключит своими главными контактами КМ якорь двигателя М к сети через два пусковых резистора R1 и R2. Линейный контактор своим замыкающим вспомогательным контактом КМ шунтирует пусковую кнопку SB2. При пуске двигателя ток в силовой цепи скачкообразно достигнет значения тока срабатывания токового реле КА, которое разомкнет свои контакты КА в цепи катушек контакторов ускорения КМ1 и КМ2 прежде, чем они успеют сработать.
Разгон двигателя сопровождается уменьшением тока в силовой цепи. При уменьшении тока до значения переключения токовое реле КА отпустит свой якорь и замкнет контакты КА в цепи катушек контакторов ускорения КМ1 и КМ2. Контактор КМ1 сработает, закорачивая первый пусковой резистор R1 и контакт реле КА в цепи катушки КМ1. Новый бросок тока в силовой цепи приведет к срабатыванию токового реле КА, которое разомкнет свой контакт в цепи второго контактора ускорения КМ2 раньше, чем он успеет сработать. Дальнейший разгон двигателя сопровождается уменьшением тока в силовой цепи. При значении тока переключения токовое реле КА замкнет свои контакты. Сработает второй контактор ускорения КМ2, закорачивая второй пусковой резистор R2 и контакт реле КА в цепи катушки КМ2. Двигатель переходит на естественную характеристику.
Рис. 2.107. Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором в
функции тока.
На рис. 2.107 приведена схема автоматического пуска асинхронного двигателя с фазным ротором в две ступени в функции тока. Пуск начинается при нажатии кнопки SB1 и срабатывании линейного контактора КМ3, который замкнет свои главные контакты КМ3 в силовой цепи двигателя М, подключая его к сети. Двигатель начинает разгоняться с включенными пусковыми резисторами R1 и R2 в его роторную цепь. Один из замыкающих вспомогательных контактов КМ3 линейного контактора шунтирует кнопку SB1, а другой - подготавливает к работе цепь катушки первого контактора ускорения КМ1.
Пусковой ток в цепи ротора вызовет срабатывание токовых реле КА1 и КА2. Они разомкнут свои контакты КА1 и КА2 в цепи питания катушек контакторов ускорения КМ1 и КМ2. Время срабатывания токовых реле должно быть меньше времени срабатывания контакторов ускорения. По мере разгона двигателя и снижения тока в роторной цепи до значения переключения токовые реле отпустят якоря и замкнут свои контакты КА1 и КА2 в цепях контакторов ускорения. Первый контактор ускорения КМ1, получив питание, сработает и замкнет свои главные контакты КМ1 в роторной цепи двигателя, закорачивая первую ступень пускового реостата с резисторами R1. Один из замыкающих вспомогательных контактов КМ1 шунтирует контакт КА1 в цепи катушки КМ1, а другой - подготовит цепь катушки второго контактора ускорения КМ2 к работе.
Новый бросок тока в роторной цепи вызовет срабатывание второго токового реле КА2, которое разомкнет свой контакт КА2 в цепи второго контактора ускорения КМ2 раньше, чем он успеет сработать. Дальнейший разгон двигателя приведет к уменьшению тока в роторной цепи и замыканию контактов второго токового реле КА2 в цепи второго контактора ускорения. Контактор КМ2 сработает и закоротит вторую ступень пускового реостата с резисторами R2. Двигатель перейдет на работу по естественной характеристике. Замыкающий вспомогательный контакт КМ2, шунтируя контакт КА2, обеспечивает дальнейшее питание катушки контактора КМ2 при работе двигателя.
Пуск в функции скорости производится при помощи реле, которые непосредственно или косвенным способом контролируют угловую скорость двигателя. Наиболее распространенным является косвенный способ, при котором используется э. д. с. якоря, пропорциональная угловой скорости двигателя. В этом случае говорят о пуске двигателя в функции э. д. с.
На рис. 2.108 приведена одна из возможных схем автоматического пуска двигателя постоянного тока в функции э. д. с. в две ступени. Катушки контакторов ускорения КМ1 и КМ2 непосредственно подключены на зажимы якоря двигателя, т.е. на напряжение U = E + I R . Падением напряжения в обмотке якоря I R ввиду малого значения можно пренебречь, считая, что U ≈ E. Значение
э. д. с. Е = kФω прямо пропорционально угловой скорости двигателя ω. Следовательно, контакторы ускорения являются аппаратами, контролирующими э. д. с. якоря двигателя, т. е. косвенно его угловую скорость. При определенных значениях напряжения U и U соответственно срабатывают контакторы ускорения КМ1 и КМ2, закорачивая пусковые резисторы R1 и R2.
Рис. 2.108. Схема пуска двигателя постоянного тока в функции э. д. с.
Пуск двигателя начинается после нажатия на кнопку SB2 и срабатывания линейного контактора КМ3. В самом начале пуска напряжение U на катушках контакторов ускорения мало, а потому их контакты КМ1 и КМ2 разомкнуты и в цепь якоря введены оба пусковых резистора R1 и R2. По мере увеличения скорости двигателя его э. д. с. возрастет и при определенном значении э. д. с. Е сработает первый контактор ускорения КМ1, закорачивая первый пусковой резистор R1. Дальнейший разгон двигателя вызовет дальнейшее возрастание э. д. с, и при определенном значении E2 > Е сработает второй контактор ускорения КМ2, закорачивая второй пусковой резистор R2. Двигатель выходит на естественную характеристику.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.