§ 57. Система генератор – двигатель
Система генератор – двигатель (Г - Д) состоит из исполнительного двигателя постоянного тока независимого возбуждения, якорная обмотка которого питается от отдельного генератора, также имеющего независимое возбуждение. Генератор приводится во вращение с постоянной скоростью электродвигателем или дизелем. Обмотки возбуждения исполнительного двигателя и генератора обычно получают питание от специального возбудителя - генератора постоянного тока. Система Г - Д позволяет получить любой режим работы исполнительного двигателя (пуск, торможение, реверс, регулирование скорости) изменением значения и полярности напряжения, подводимого к якорю двигателя.
Рис. 2.113. Схема системы Г-Д с двухобмоточным генератором.
Схема системы Г - Д с двухобмоточным генератором показана на рис.2.113. Исполнительный двигатель М2 получает питание непосредственно от генератора G2. Приводной двигатель M1 переменного тока приводит во вращение якорь генератора G2 и якорь возбудителя G1, предназначенного для питания независимых обмоток возбуждения генератора и исполнительного двигателя. Генератор, кроме независимой обмотки возбуждения LG2.1, имеет последовательную размагничивающую обмотку LG2.2. Она создает магнитный поток, который зависит от тока нагрузки и направлен встречно с магнитным потоком независимой обмотки генератора. Такое включение обмоток генератора обеспечивает возможность ограничения момента, тока нагрузки и тока короткого замыкания исполнительного двигателя до допустимых значений.
Пуск системы Г - Д начинается с пуска приводного двигателя M1. Возбуждают возбудитель G1, воздействуя на его регулятор возбуждения R1, который включен в цепь обмотки возбуждения возбудителя LG1. Регулятор возбуждения R2 генератора, включенный в его обмотку возбуждения LG2.1, должен быть полностью введен. Постепенно выводя регулятор возбуждения R2, увеличивают ток в обмотке возбуждения генератора LG2.1. Повышается напряжение на зажимах генератора G2 и исполнительного двигателя М2, который будет постепенно разгоняться до номинальной угловой скорости. Увеличение нагрузки на валу исполнительного двигателя вызовет возрастание тока нагрузки, который будет протекать по якорным обмоткам двигателя М2 и генератора G2. При больших токах перегрузки будет сильно сказываться размагничивающее действие обмотки LG2.2. Результирующий магнитный поток, а следовательно, и напряжение на зажимах генератора уменьшаются. В соответствии с законом Ома по якорные обмоткам пойдет меньший ток. В режиме кратковременной стоянки двигателя под током система Г - Д допускает ток 2,0 - 2,5 I .
Широкое регулирование угловой скорости исполнительного двигателя осуществляется посредством изменения тока в обмотке возбуждения генератора LG2.1 регулятором возбуждения R2. Это приводит к изменению напряжения на зажимах генератора, а следовательно, и двигателя. Этот способ позволяет регулировать скорость вниз от номинальной. Регулирование скорости двигателя вверх от номинальной производится регулирующим реостатом R3. При этом уменьшается ток и магнитный поток обмотки возбуждения двигателя LM2, а его скорость возрастает.
Реверсирование исполнительного двигателя достигается изменением направления тока в обмотке возбуждения генератора. Для этого в схеме предусмотрен реверсивный мостик из контактов К1 и К2 (одни контакты размыкаются, а другие замыкаются).
Остановка исполнительного двигателя производится отключением обмотки возбуждения генератора LG2.1 от возбудителя G1 (контакты К1 и К2 размыкаются).
Механическая характеристика исполнительного двигателя в системе Г - Д с двухобмоточным генератором сравнительно мягкая (рис. 2.113, б). Для получения характеристики более жесткой в рабочей части и крутопадающей в области перегрузок (так называемая экскаваторная характеристика) применяется система Г - Д с трехобмоточным генератором (рис. 2.114). Генератор G, кроме не зависимой обмотки возбуждения LG1 и размагничивающей LG2, имеет еще обмотку параллельного возбуждения LG3. Магнитный поток независимой обмотки возбуждения направлен согласно с магнитным потоком параллельной обмотки и встречно с магнитным потоком размагничивающей обмотки. Результирующий магнитный поток генератора равен алгебраической сумме магнитных потоков всех трех обмоток. В пределах номинальной нагрузки размагничивающее действие обмотки LG2 сказывается слабо. Исполнительный двигатель будет работать по сравнительно жесткой части механической характеристики (рис. 2.114, б).
Рис. 2.114. Схема Г - Д с Рис. 2.115. Схема системы Г - Д с ЭМУ.
трехобмоточным генератором.
При значительном увеличении нагрузки резко возрастет размагничивающее действие обмотки LG2, что вызовет снижение э. д. с. генератора, уменьшится напряжение на зажимах исполнительного двигателя М вплоть до перехода к режиму стоянки двигателя под током. Крутизна его механической характеристики в области перегрузок резко увеличивается и имеет крутопадающую форму. Как только нагрузка уменьшится, автоматически скорость исполнительного двигателя восстановится и он перейдет опять на работу по жесткой части механической характеристики.
В системах автоматизированного электропривода в качестве возбудителя генератора применяется электромашинный усилитель (ЭМУ), который представляет собой генератор постоянного тока G2 (рис. 2.115) с двумя комплектами щеток на коллекторе и несколькими обмотками управления на полюсах. На схеме показаны три обмотки управления: задающая обмотка LG2.1, обмотка положительной обратной связи по току нагрузки LG2.2, обмотка отрицательной обратной связи по напряжению LG2.3. Обмотки LG2.1 и LG2.3 имеют согласное включение, а обмотка LG2.2 - встречное. Кроме обмоток управления, ЭМУ имеет еще одну обмотку - компенсационную LG2.4, магнитный поток которой компенсирует магнитный поток реакции якоря. Для увеличения коэффициента усиления ЭМУ с поперечным полем имеет закороченную пару щеток.
Общий коэффициент усиления ЭМУ по мощности достигает 10 000. К выходу ЭМУ подключена обмотка возбуждения генератора LG1. Применение обратных связей в системе Г - Д с ЭМУ позволяет увеличить жесткость механической характеристики двигателя М, расширить диапазон регулирования скорости и получить механические характеристики специально заданного вида. Положительная обратная связь по току, осуществляемая обмоткой управления LG2.2, компенсирует падение напряжения в цепи якорей генератора G1 и двигателя М, вызываемое увеличением тока нагрузки. Обмотка LG2.2 включена через шунт R1. Отрицательная обратная связь по напряжению, осуществляемая обмоткой управления LG2.3, способствует увеличению жесткости механической характеристики двигателя М.
При увеличении нагрузки на исполнительный двигатель М в силовой цепи будет протекать больший ток, что приведет к снижению напряжения и угловой скорости исполнительного двигателя. Однако увеличение магнитного потока обмотки управления LG2.2 и уменьшение магнитного потока обмотки управления LG2.3 приведут к увеличению результирующего магнитного потока ЭМУ. В результате увеличатся: э. д. с, вырабатываемая ЭМУ; ток в обмотке возбуждения генератора LG1; напряжение на зажимах генератора G1; угловая скорость исполнительного двигателя М. Следовательно, в системе Г - Д с ЭМУ получается жесткая механическая характеристика.
К достоинствам системы Г - Д относятся: возможность плавного и в большом диапазоне регулирования угловой скорости исполнительного двигателя; удобство управления всеми процессами работы двигателя; экономичность пуска, регулирования скорости и торможения.
К недостаткам системы Г - Д относятся: низкий к. п. д. всей системы; большая стоимость, а также увеличение габаритов и массы. Система Г - Д применяется в электроприводах, где по технологическим условиям работы требуется широкий диапазон регулирования скорости со значительными перегрузками, вплоть до кратковременной остановки двигателя под током (например, рулевой электропривод).
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.