logo search
СЭУ оригинал

§ 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока

Ручной пуск электродвигателей постоянного тока производится с помощью пусковых реостатов или пусковых резисторов, включае­мых на время пуска в якорную цепь двигателя. По мере разгона

электродвигателя сопротивление пускового реостата или пускового резистора ступенями выводится из цепи якоря двигателя. Значение сопротивления пускового реостата, количество ступеней и их сопротивление определяются расчетным путем.

На рис. 2.100 показана принципиальная электрическая схема включения пускового реостата в цепь двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. Пуск двигателя осуществляется постановкой контактной щетки реостата на контакт 3. При этом получит питание катушка линейного контактора КМ, который реостата сработает и замкнет свой кон­такт в силовой цепи якоря двигателя М. На полное напряжение включится обмотка возбуждения LM. Одновременно через все пусковые резисторы R1 - R6 получит питание обмотка якоря. Произойдет пуск двигателя с включенными в якорную цепь пус­ковыми резисторами. Вывод из якорной цепи пусковых резисторов производится постепенным переводом рычага реостата вправо на контакты 4 - 10. При этом постепенно, один за другим, из цепи якоря будут выводиться пусковые резисторы Rl, R2, R3 и т. д. В результате будет увеличиваться угловая скорость двигателя. В крайнем правом положении рычага реостата (контакт 10) все пусковые резисторы из якорной цепи двигателя будут выведены и он переходит на работу по естественной характеристике. Оста­новка двигателя производится переводом контактной щетки в крайнее левое положение на контакт 1.

Рис. 2.100. Схема включения пускового реостата.

Резистор R7 является экономическим. Он уменьшает ток, по­требляемый катушкой линейного контактора КМ.

Минимальная (нулевая) защита осуществляется линейным кон­тактором, который при снижении напряжения в сети до 0,5 U размыкает свой контакт, отключая двигатель от сети.

Максимальную защиту обеспечивает реле максимального тока КА, которое настраивают обычно на срабатывание при токе дви­гателя, равном 2I . При срабатывании реле его размыкающий контакт КА разомкнет цепь катушки линейного контактора КМ, который, в свою очередь, разомкнет свой контакт в цепи якоря двигателя. Произойдет остановка двигателя. Повторный пуск дви­гателя возможен только после перевода рычага реостата на кон­такт 3. Это предотвращает возможность включения двигателя без пусковых резисторов.

Схема включения пускорегулирующего реостата отличается от рассмотренной схемы тем, что пускорегулирующий реостат, кроме пусковой части, имеет еще и регулирующую часть. Регулирую­щие резисторы этого реостата включаются последовательно в параллельную обмотку возбуждения двигателя. Причем регулиро­вание угловой скорости возможно только после выведения пусковых резисторов из якорной цепи. Ток возбуждения и магнитный поток уменьшаются, а угловая скорость двигателя увеличи­вается.

На рис. 2.101 приведена принципиальная схема контроллерного управления асинхронным двигателем с фазным ротором. Схема позволяет производить не только пуск и остановку двигателя, но и реверсирование, и регулирование его угловой скорости. Пуск двигателя осуществляется переводом рукоятки контроллера QS из нулевого в положение 1, например, «Вперед». Замкнутся контакты 1 - 2 и 5 - 6, подключая обмотку статора двигателя на напряжение сети. Произойдет пуск двигателя с полностью вклю­ченными в роторную цепь резисторами Rl, R2 и R3. При перево­де рукоятки контроллера в положения 2, 3, 4 дополнительно замк­нутся контакты 9 - 10, 11 - 12, 13 - 14. Из роторной цепи будут вы­ведены отдельные ступени резисторов. В положении 5 все ступе­ни резисторов выводятся из роторной цепи и двигатель перейдет на работу по естественной характеристике, развивая номинальную угловую скорость. Регулирование угловой скорости производится переводом рукоятки контроллера в одно из положений 4 - 1. При этом в роторную цепь двигателя будут включены соответствующие ступени резисторов, а его угловая скорость уменьшится по отно­шению к номинальной. Остановка двигателя производится перево­дом рукоятки контроллера в нулевое положение. Контроллер своими размыкающими контактами отключит двигатель от сети.

Рис. 2.101. Схема включения контроллера.

Реверсирование двигателя осуществляется переводом рукоят­ки контроллера в положение 1 «Назад». Замкнутся контакты 3 - 4 и 7 - 8, подключая к сети обмотку статора на другое чередование фаз. Ротор двигателя изменит направление вращения в обратную сторону («Назад»). Дальнейший процесс пуска, регулирования и остановки двигателя будет проходить аналогично рассмотренному положению «Вперед».

Автоматический выключатель QF осуществляет максимальную защиту двигателя.