§ 71. Осветительные приборы и отличительные огни
Осветительные приборы. Устройство, содержащее одну или несколько ламп и светотехническую арматуру, перераспределяющее свет ламп и преобразующее его структуру, предназначенное для освещения или сигнализации, называется световым прибором. Назначение светового прибора - наиболее благоприятное распределение излучаемого лампой светового потока, защита глаз от слепящего действия источника света, предохранение лампы от воздействия окружающей среды и механических повреждений, удобное соединение лампы с электрической сетью и надежное ее крепление.
Светильник - это световой прибор, перераспределяющий свет лампы внутри больших телесных углов, обеспечивающий угловую концентрацию светового потока с коэффициентом усиления не более 30 для круглосимметричных и не более 15 для симметричных приборов.
В зависимости от распределения светового потока различают светильники: прямого света, направляющие не менее 80 ° светового потока в нижнюю полусферу; преимущественно прямого света, направляющие 60-80° светового потока в нижнюю полусферу; рассеянного света, направляющие 40-60° светового потока в нижнюю полусферу; преимущественно отраженного света, направляющие 20-40° светового потока преимущественно в нижнюю полусферу; отраженного света, направляющие менее 20 светового потока в нижнюю полусферу.
По защите лампы от влияния внешней среды различают: пыле- и водонезащищенные, у которых лампа не защищена от воздействия окружающей среды (IP20); пылезащищенные, у которых лампа защищена от внешней среды стеклянным колпаком (IP40) водозащищенные, имеющие уплотнения в местах ввода проводов и крепления стекла к корпусу (IP54) погружные, которые могут работать под водой на глубине более 10 м (IP57).
По назначению различают светильники для освещения закрытых помещений, открытых пространств и отдельных рабочих мест. Пыле- и водо- незащищенные и пылезащищенные светильники устанавливают в жилых помещениях, салонах и коридорах на открытых палубах, во влажных помещениях с повышенной температурой (машинно - котельные отделения, грузовые трюмы, камбузы) применяют водозащищенные световые приборы. В местах, где возможно механическое повреждение ламп, светорассеивающих и защитных стекол, следует ограждать их предохранительными сетками. Во взрывоопасных помещениях разрешается использовать только специальные, взрывобезопасные светильники или освещать их через застекленные газонепроницаемые иллюминаторы из соседних взрыво- и пожаробезопасных помещений.
По принципу установки и крепления различают: светильники потолочные, настенные, настольные, пристраиваемые, переносные.
Рис. 2.143. Потолочные светильники.
Корпуса светильников изготавливают из стали, силумина или пластмасс Кабели вводят в водозащищенные и погружные светильники через сальники с уплотнениями
Вся арматура, включая ламповые патроны, должна быть надежно закреплена во избежание самопроизвольного отвинчивания под действием тряски и вибрации судна. В светильниках, подверженных усиленной вибрации, следует устанавливать патроны для штифтовых цоколей. Применение ламповых патронов с поворотным выключателем не допускается. Потолочные и настенные светильники нужно рассчитывать на установку ламп мощностью не менее 60 Вт.
Наиболее распространены потолочные защищенные светильники (плафоны) с матированным или матовым белым стеклянным колпаком, применяемые для общего освещения в салонах, каютах Они бывают одно-, двух- и трехламповыми.
Для освещения кают, салонов, ресторанов и коридоров широко применяют общее люминесцентное освещение. Потолочный двухламповый художественный плафон для люминесцентных ламп (рис. 2.143, а) состоит из корпуса 1, в котором монтируют пусковую аппаратуру, ланетовые патроны 4 и люминесцентные лампы 3. К корпусу крепится стеклянный рассеиватель 2. Подобные плафоны выполняют двух-, трех- и четырехламповыми.
Для наружного освещения используют пылеводонепроницаемый светильник (см. рис 2.143 б) с матовым рассеивателем 2 и лампой накаливания 3 мощностью до 60 Вт. Светильник имеет силуминовый корпус 1 с резиновыми уплотнителями для стекла и сальником для ввода кабеля.
Для освещения отдаленных предметов, больших площадей, навигационных целей и сигнализации используют прожекторы. В них световой поток с помощью специальной оптической системы собирается в световой луч, который способен не только освещать удаленные предметы, но и пробивать пелену тумана.
Главными элементами прожектора (рис.2.144) являются корпус 1 с оптической системой, источником света и деталями управления прожектором, лира 2 и тумба 3. Нередко прожекторы снабжают специальной ширмой (жалюзи), которая служит для сигнализации и позволяет посылать световые сигналы, не выключая лампы прожектора.
Рис.2.144. Прожектор
Оптическая система прожектора бывает трех типов: преломляющая, в которой световой поток преломляется с помощью линз, установленных на его пути; зеркально - отражающая, в которой, световой поток отражается от зеркальной поверхности отражателя; комбинированная, представляющая собой комплекс отражающих зеркал с преломляющими линзами.
На судах используют два основных типа прожекторов: Р35 - 1 с углом рассеяния 3 - 4° для освещения пути следования судов и дальнейшей сигнализации и ПЗС - 35 или ПЗС - 45 заливающего света с углом рассеяния 20 - 25° для освещения рабочих площадок, берега и причалов. Управление осуществляется вручную или дистанционно из рулевой рубки.
Источниками света для прожекторов служат лампы накаливания. В прожекторах РЗ5-1 применяют кинопроекционные лампы мощностью 300Вт,
Сигнальные и отличительные огни. В темное время суток суда должны иметь световые отличительные сигналы, видимые на большом расстоянии.
Отличительные огни подразделяются на ходовые, действующие во время движения судна, и стояночные, действующие во время стоянки у берега, причала, на рейде.
Состав, количество, цвет и расположение световых сигналов определяются Правилами плавания по внутренним водным путям и Правилами плавания по морским путям. Количество отличительных фонарей приведено в табл. 25.
Таблица 25
Кроме основных отличительных огней, на самоходных судах устанавливают сигнально - проблесковие фонари - отмашки, посредством которых подаются сигналы указывающие, какими бортами должна расходиться суда при встрече. Сигналы - отмашки должны быть видны с дальнего расстояния в ночное и дневное время при ярком солнечном свете.
Светоимпулъсные отмашки располагаются над бортовыми огнями, одна для сигнализации в сторону движения судна, другая - в противоположную. По количеству и цвету топовых бортовых и кормовых огней судят о типе судна, его назначении, характере перевозимого им груза.
Сигнальные и отличительные огни питаются от станции сигнальных огней (коммутатора) или групповых щитов. Щит сигнальных и отличительных огней должен получать питание по двум фидерным линиям: по одной - от главного электрораспределительного щита, по другой - от ближайшего группового щита освещения, который установлен в рулевой рубке на видном легкодоступном месте.
Топовые, бортовые, гаковые и гакобортовые огни получают питание по раздельным фидерным линиям. Каждая линия защищена плавкими предохранителями на обоих проводах и имеет автоматический визуальный указатель действия сигнально-отличительного огня. Одновременно с визуальным указателем используют автоматическую звуковую сигнализацию, действующую в случае выхода из строя какого-либо сигнально-отличительного огня при включенном выключателе.
Сигнально - отличительные огни, устанавливаемые на заваливающихся мачтах, соединяются гибким кабелем со штепсельным разъемом.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.