logo search
СЭУ оригинал

§ 20. Холодильные машины и провизионные кладовые

Холодильные машины устанавливают практически на всех новостроящихся судах. На транспортных (сухогрузных и налив­ных) и пассажирских судах холодильные машины используют в основном для охлаждения провизионных кладовых и обеспечения летнего кондиционирования воздуха. На судах с горизонтальным способом грузообработки и других, имеющих большие трюмы, хо­лодильные установки применяют также для охлаждения емкости с жидкой углекислотой, предназначенной для тушения пожара.

На рефрижераторных судах и судах комбинированного типа холодильные машины используют для охлаждения рефрижератор­ных трюмов, на газовозах для охлаждения танков со сжижен­ным газом, на судах рыбопромыслового флота для охлаждения и замораживания добытой рыбы и приготовления искусственного льда.

Холодильные машины и устройства можно разделить на сле­дующие основные типы: парокомпрессорные, абсорбционные, эжекторные и термоэлектрические. Для производства холода в компроссорных холодильных машинах затрачивают механическую энергию, в абсорбционных и эжекторных - тепловую; термоэлек­трические охлаждающие устройства работают за счет непосред­ственного потребления электрической энергии.

В абсорбционных* холодильных машинах в качестве рабочих тел применяют бинарные (двухкомпонентные) смеси: водоаммиачный раствор NH + H O или раствор бромистого лития H O + LiB - (последний используется для получения плюсовых температур. Установка состоит из нескольких аппаратов. Единственным механизмом является насос, перекачивающий раствор. Холодильный агент (в первом случае аммиак, во втором - вода) выпаривается из смеси, конденсируется, а затем кипит при соответствующем давлении, осуществляя отбор тепла от охлаждаемой среды. Уста­новка позволяет утилизировать отходы тепла судовой энергетиче­ской установки.

В пароэжекторных машинах рабочим телом является вода, поэтому их применяют для получения плюсовых температур (ох­лаждение воздуха в системах летнего кондиционирования возду­ха). Вода дросселируется в регулирующем вентиле и поступает в аппарат, где благодаря отсасывающему действию пароструйных эжекторов поддерживается глубокий вакуум, которому соответст­вует низкая температура ее кипения. В процессе дросселирования часть воды вскипает за счет внутренней энергии, в результате че­го температура воды, оставшейся в жидкой фазе, снижается. Эта вода используется для охлаждения.

Термоэлектрическое охлаждение основано на эффекте Пельте, заключающемся в том, что в процессе прохождения постоянного электрического тока определенного направления по цепи, состав­ленной из разнородных проводников или полупроводников, в местах контактов (спаях) появляются разные температуры. Если температура холодного спая окажется ниже температуры окру­жающей среды, то он может быть использован как

* Абсорбцией называется процесс поглощения паров жидкостью.

охладитель. Термоэлектрические охлаждающие устройства (ТОУ) уже сейчас находят применение в медицине, радиотехнике и многих других областях. С развитием полупроводниковой техники, с появлением экономичных и компактных ТОУ можно ожидать использования их в судовых автономных кондиционерах и т. п.

Наибольшее распространение в холодильной технике получили парокомпрессорные холодильные машины. На транспортных (не­специализированных) и пассажирских судах применяют холодиль­ные машины с поршневыми компрессорами, работающими на хладоне - 12 и хладоне - 22, с высокой степенью автоматизации про­цессов регулирования, управления и защиты.

Провизионные кладовые. Для хранения пищевых продуктов, предназначенных для питания судового экипажа и пассажиров, служат провизионные кладовые. От назначения кладовой (вида хранящихся в ней продуктов) зависят ее объем, оборудование, температурный режим, величина необходимой охлаждающей по­верхности, тип автоматических приборов и др.

В Санитарных правилах для морских судов предусмот­рено оборудование небольших грузовых судов (вместимостью до 1000 peг. т и буксиров мощностью до 1000 л. с.) не менее чем дву­мя рефрижераторными кладовыми (одна - для хранения мяса, рыбы, масла и жиров, другая - овощей и картофеля). Остальные грузовые морские суда должны иметь провизионные

Таблица 5

кладовые для следующих продуктов: мяса - хранение мороженого мяса и мясных продуктов, рыбы - хранение мороженой рыбы и рыбо­продуктов, масла и жиров - хранение животного масла и жиров, мясокопченостей, колбас и т. д., овощей - хранение свежих ово­щей, картофеля, сухих продуктов - хранение крупы, муки, саха­ра, макарон, соли и т. д., а также кладовые расходных продук­тов - хранение суточного запаса продуктов, в том числе скоро­портящихся. Кладовые для хранения скоропортящихся продуктов изнутри покрывают теплоизоляцией и обшивают антикоррозий­ными материалами, стыки и швы пропаивают. Палубы покрывают керамическими плитками и оборудуют шпигатами.

Температура в провизионных кладовых зависит от их назначе­ния и продолжительности хранения в них продовольствия (табл. 5).