§ 25. Судовые устройства и системы
Для обеспечения необходимых эксплуатационных и навигационных качеств каждое судно оборудовано судовыми устройствами и системами. Есть устройства, которыми оборудуются все суда независимо от их назначения, например рулевое, якорное, швартовное, спасательное и др.
На специализированных судах имеются дополнительные, свойственные только данному типу судов, устройства: для крепления контейнеров, леса, вагонов; носовые и кормовые аппарели (составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно) траловые устройства и др.
Рулевое устройство служит для управления судном во время движения и состоит из поста управления (ПУ), который находится в ходовой рубке, передачи от ПУ к рулевой машине, рулевого привода и руля, который непосредственно обеспечивает управляемость судна.
Для улучшения маневренности, некоторые суда снабжаются подруливающим (или подруливающими) устройством.
Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь вдали от берега и обеспечивает надежное крепление его к грунту с помощью якоря и якорной цепи. В него входят специальные лебедки с горизонтальной осью вращения барабана (брашпили) и с вертикальной осью вращения барабана (шпили).
Якорь соединяется с корпусом судна якорной цепью, состоящей из отдельных, соединенных друг с другом, смычек длиной 23 - 27 м. Для прохождения цепи в корпусе судна имеются специальные отверстия - цепные клюзы.
Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причальным сооружениям и другим судам. Швартовное устройство состоит из швартовных клюзов, швартовных тросов (швартов), киповых планок, кнехтов и швартовных механизмов. Швартовные клюзы - это специальные отверстия в фальшборте судна, которые служат для пропускания швартовных тросов с судна на берег. Швартовы, идущие от носа или кормы к причалу в том же направлении, называются продольными, в обратном направлении -шпрингами, перпендикулярно к ДП (или близко к этому направлению) - прижимными.
Кнехты - чугунные литые или стальные сварные жестко прикрепленные к палубе тумбы - служащие для закрепления швартовов.
В качестве швартовных механизмов применяются шпили, брашпили, швартовные лебедки.
Спасательное устройство служит для крепления, размещения, спуска и подъема спасательных катеров и шлюпок. Спасательные катера и шлюпки устанавливаются в доступных местах на открытой палубе на поперечных подставках (кильблоках). Подъем и спуск шлюпок осуществляется при помощи шлюпбалок с электрическим приводом.
Грузовое устройство служит для осуществления грузовых операций судовыми грузовыми средствами. Наибольшее распространение получили легкие грузовые стрелы с лебедками. На универсальных судах имеются тяжеловесные краны грузоподъемностью 50 - 100 т, на некоторых судах - до 500 т. В последние годы все шире применяются грузовые поворотные краны с электрическим или гидравлическим приводом. Специализированные суда оборудуются козловыми кранами, транспортерными лентами, грузовыми лифтами.
Общесудовыми системами являются:
- балластная (обеспечивает балластировку судна посредством заполнения забортной водой отдельных цистерн и танков для удержания судна на ровном киле при расходовании судовых запасов);
- осушительная (обеспечивает удаление воды из сточных колодцев МО и трюмов за борт),
- противопожарные (обеспечивают тушение пожара с помощью воды, пара, инертного газа или пены);
- бытовые (обеспечивают водоснабжение, отопление, кондиционирование воздуха, вентиляцию).
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.