logo search
СЭУ оригинал

§ 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха

Система круглогодичного кондиционирования воздуха состоит из центрального кондиционера, воздухопроводов, воздухораспреде­лительных каютных устройств, арматуры, средств автоматическо­го регулирования и защиты, контрольно-измерительных приборов, а также источников тепла и холода, обеспечивающих зимний и летний режимы работы.

Рис. 1.17. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования: а - принципиальная схема; б - процессы изменения состояния воздуха в летнем и зимнем режимах

Центральный кондиционер представляет собой агрегат, вклю­чающий фильтры, вентилятор, воздухонагреватели (калориферы), воздухоохладители, увлажнители, каплеотделители (элиминаторы), шумоглушительные камеры, воздушные заслонки и другое оборудование.

Рассмотрим принципиальные схемы основных типов СКВ, по­лучивших распространение на судах.

Тип I. Одноканальная система круглогодичного кондициони­рования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере.

Схема (рис. 1.17, а) предусматривает рециркуляцию воздуха. Процессы изменения состояния влажного воздуха в диаграмме I - d при летнем и зимнем режимах работы СКВ представлены на рис. 1.17, б. Летний режим работы системы обеспечивается холодиль­ной установкой, в состав которой входит компрессор КМ, кон­денсатор КД, регенеративный теплообменник РТО, теплообмен­ник, ТРВ, с распределителем хладона и испаритель-воздухоох­ладитель ВО (последние два размещены в центральном конди­ционере). Компрессорные холодильные машины, входящие в состав СКВ, принципиально не отличаются от машин, обслужи­вающих провизионные камеры, но имеют значительно большую холодопроизводительность.

Летний режим. Пройдя через фильтр ПФ, наружный и ре­циркуляционный воздух смешиваются в камере смешения цент­рального кондиционера. На диаграмме I - d этот процесс смеше­ния изображается прямой линией Н - К. Точку А, характеризую­щую состояние смешанного воздуха, можно найти, если расстоя­ние между Н и К разделить обратно пропорционально массовым количествам смешиваемого воздуха G наружного и G рецирку­ляционного:

В вентиляторе В воздух при сжатии нагревается (сухое на­гревание по линии АГ при d = const) и подается в воздухоохлади­тель ВО, где охлаждается до температуры ниже точки росы и осушается. Состояние насыщенного воздуха вблизи поверхности охлаждения определяется точкой О, в которой температура возду­ха равна средней температуре охлаждающей поверхности возду­хоохладителя, а его относительная влажность φ =100%. Процесс охлаждения воздуха в воздухоохладителе может быть представ­лен как процесс смешения воздуха, поступающего в воздухоохла­дитель (точка Г) и насыщенного воздуха у поверхности охлажде­ния (точка О).

В диаграмме I - d этот процесс условно изображается прямой линией ГО. Состояние воздуха на выходе из воздухоохладителя ВО определяется точкой В. Положение ее зависит от температу­ры поверхности охлаждения, скорости воздуха, числа рядов тру­бок по ходу движения потока воздуха, перемешивания воздуха и других факторов. На выходе из центрального кондиционера от­носительная влажность не превышает 95%. Для получения φ = 100% во всем объеме охлаждаемого воздуха (в этом случае точка В совпадает с точкой О) потребовалась бы бесконечно боль­шая поверхность воздухоохладителя или очень длительное время процесса.

Капли влаги, выпавшие из воздуха в процессе охлаждения, во избежание уноса в систему, отделяют в каплеотделитель КО. Для отвода в цистерну или за борт выпавшего из воздуха конден­сата предусмотрен поддон с дренажной трубой. Далее охлаж­денный и осушенный воздух через шумоглушительную камеру ШГ подается в разводящую магистраль и оттуда через воздухо­распределители ВР - в обслуживаемые помещения. В напорном изолированном, трубопроводе воздух нагревается (процесс по ли­нии ВС при d = const). Поступая в помещение, кондиционированный воздух смешивается с воздухом помещения, ассимилируя (поглощая) тепло и влагу (процесс по линии СП). Этот процесс характеризуется повышением влагосодержания, температуры и энтальпии воздуха; относительная влажность понижается. Из обслуживаемых помещений через дверные решетки воздух проходит в коридор, нагревается (процесс по линии ПК при d= const), частично через неплотности удаляется наружу, а частично подса­сывается вентилятором В на рециркуляцию.

В табл. 6 даны примеры изменения тепловлажностных харак­теристик воздуха в различных частях одноканальной средненапорной СКВ при летнем и

зимнем режимах (t = 30°С, φ = 80% летом и t = - 5°С, φ = 85% зимой).

Таблица 6

Изменение тепловлажностных характеристик воздуха (к рис. 1.19)

Проследим изме­нения параметров воздуха при летнем режиме Из табл.6 вид­но что в вентиляторе воздух нагревается на 30,5 – 28,5 = 2°C, а так как этот процесс происходит при постоянном влагосодержании d, то относительная влажность φ снижается до 62% В ВО температура воздуха понижается на 30,5-12 = 18,5 °С, из кaждого килограмма воздуха удаляется в среднем 17,3 - 8,2 = 9,1 г конденсата, φ при этом увеличивается до 95%. Кипящий в ВО хладон отбирает от каждого килограмма воздуха в среднем около 42 кДж тепла. В магистрали по пути к каютным ВР воздух нагревается от 16 до 14 °C, а φ уменьшается от 95 до 83%. Поступая в поме­щения, приточный воздух перемешивается с воздухом помещении в результате чего в помещении устанавливается t = 23,5 °C что на 6,5°С ниже температуры окружающей среды, и φ = 50 %.

Зимний режим. Наружный воздух подогревается обычно до 15 ÷ 18°С воздухонагревателем ВН1 - калорифером первой ступени (процесс по линии Н'Б' при d = const) затем смешивается с рециркуляционным воздухом (процессы Б'А' и К'А' ). Из камеры смешения КС вентилятор нагнетает воздух (нагрев в вентиляторе - линия A'Г') в воздухонагреватель ВН2 - калорифер второй ступени, где воздух нагревается, в нашем примере 32 °С - процесс по линии Г'Д'. Зимой влагосодержание наружного возду­ха очень мало, поэтому в процессе его нагрева относительная влажность значительно понижается. Повышение влажности воздуха обеспечивается подмешиванием к нему пара, подаваемого через увлажнительное устройство У - процесс увлажнения Д'В' близок к изотермическому (изменение величины d и φ видно из табл. 6) Несмотря на изоляцию в напорном трубопроводе воз­дух несколько охлаждается от теплообмена с окружающей средой (процесс В'С' при d =const) и через воздухораспределительное устройство ВР подается в помещения, где, смешиваясь с воздухом помещения, ассимилирует тепло и влагу (процесс по линии С'П'). Процесс П'К' - охлаждение воздуха в коридорах при d =const.

В качестве выпускных воздухораспределителей (ВР) в одноканальных СКВ применяют устройства самых различных конструк­ции Отраслевым стандартом установлено применение на новостроящихся судах ВРН-2,5 и ВРР-2,5 - воздухораспределителей выпускных соответственно с направленной и радиальной раздачей воздуха с номинальным расходом 250 м /ч, а также ВРП-1,6 - воздухораспределителя панельной раздачи с номинальным расходом 160 м /ч.

Рис. 1.18 Воздухораспределители:

а - BPН-2,5; б - ВРП-1,6

Корпус 1 ВРН-2,5 (рис. 1.18, а) с целью звукоизоляции изнутри покрыт слоем поропласта. Воздух подается через патрубок 6. От­верстия 10 для выпуска воздуха сделаны по всему периметру кор­пуса, в передней части отверстия расположены в два ряда, ввиду чего через них подается 50%, через боковые отверстия 20% и зад­ние - 10% объема приточного воздуха. Коэффициент эжекции (отношение объема эжектируемого воздуха помещения к объему приточного воздуха) Кэ=0,3. Механизм регулирования расхода воздуха состоит из винта 9 с головкой 7, вертикального стержня 2 с гайкой 5 и сферического клапана 5 со штоком 4, скользящим в направляющей 3. Подачу воздуха изменяют вращением головки 7 за счет изменения положения клапана 5. Помимо этого можно посредством заслонок 11, управляемых ручками 12, регулировать подачу воздуха через боковые отверстия ВР.

Воздухораспределитель ВРР отличается от рассмотренного од­норядным расположением выпускных отверстий по всему перимет­ру корпуса. Боковые заслонки отсутствуют. У ВРП-1,6 (рис. 1.18, б) живое сечение отверстий 2 составляет 28% общей поверхности панели 1. Воздух подается через патрубок 4, подача регулирует­ся заслонкой 3.

Рассмотренная одноканальная система с полной отработкой воздуха в центральном кондиционере характеризуется следую­щим: воздух как в летнем, так и в зимнем режиме обрабатывает­ся только в центральном кондиционере до параметров, соответ­ствующих наибольшим тепловым нагрузкам. К каждому ВР воз­дух подается по одному каналу. Рассмотренная система является наиболее простой и дешевой. Индивидуальное регули­рование параметров воздуха в помещении может осуществляться только за счет изменения количества приточного воздуха (коли­чественное регулирование). Для этого воздухораспределитель ВР имеет специальную заслонку. Такой метод индивидуального ре­гулирования является серьезным недостатком системы, так как при уменьшении количества приточного воздуха ухудшается вен­тиляция помещения, что зачастую приводит к созданию диском­фортных условий. Системы кондиционирования воздуха рассмот­ренного типа получили распространение на судах неограниченного района плавания с преимущественным нахождением в южных и тропических широтах.

Тип II. Одноканальная система круглогодичного кондициони­рования с частичной обработкой воздуха в центральном кондицио­нере и с дополнительным подогревом воздуха в доводочных подо­гревателях, встроенных в воздухораспределители, - доводчики кондиционируемых помещений (pиc.1.19).

В летнем режиме система работает так же, как и ранее рассмотренная одноканальная система: воздух охлаждается и осу­шается только в центральном кондиционере, а затем подается к каютным воздухораспределителям. На магистрали установлен пу­тевой глушитель шума, что является характерным для высокона­порных систем.

Регулирование температуры воздуха в помещении осуществля­ется только изменением количества приточного воздуха (количест­венное регулирование) посредством заслонки каютного ВР. Про­цессы в диаграмме I - d: НА и КА - смешение наружного и ре­циркуляционного воздуха, АГ - нагрев в вентиляторе, ГО - охлаждение и осушение воздуха, точка В - состояние воздуха на выходе из воздухоохладителя ВО, ВС - нагрев воздуха в на­порной магистрали, СП - тепло- и влагоассимиляция в помеще­нии, ПК - нагрев воздуха в коридоре.

Рис. 1.19. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с концевым подогревом в водяных доводчиках:

а – принципиальная схема; б – процессы изменения состояния воздуха в летнем и зимнем режимах

В зимнем режиме смешанный наружный и рециркуляци­онный воздух (процессы Н'А' и К'А') нагревается в вентиляторе (процесс Г'Б'), а затем в ВН (процесс Г'Б'), увлажняется (про­цесс Б'В') и подается в напорную магистраль (нагрев в магист­рали - процесс по линии В'Д'). Если магистраль проходит через помещения, имеющие низкую температуру, несмотря на изо­ляцию воздухопровода возможны теплопотери. В этом случае тем­пература воздуха в магистрали снизится, а процесс В'Д' в диаграм­ме I - d пойдет не вверх, а вниз от точки В. Концевой подогрев воздуха осуществляется в доводочных подогревателях, размещен­ных в каютных шкафчиках ВРД. Нагревающий элемент доводоч­ного подогревателя может быть водяным или электрическим. Во­да нагревается до 80 - 90°С в паровом водоподогревателе ВП и рециркуляционным насосом РН прокачивается через змеевики водяных доводчиков. Расширительный бак РБ, сообщенный с ат­мосферой, воспринимает изменение объема воды под влиянием температуры.

В СКВ рассматриваемого типа применяются воздухораспре­делители доводочные (ВРД) трех типов: ВДВЭ - с водяным теплообменником, эжекционный; ВДЭЭ - с электронагревателем; ВДВП - с водяным теплообменником, прямоточный. Воздухорас­пределители доводочные имеют номинальную воздухоподачу по приточному воздуху от 80 до 320 м /ч.

Рис. 1.20. Воздухораспределитель типа ВДВЭ:

I - вход приточного воздуха; II - вход горячей воды; III - выход горячей воды

На рис. 1.20 показан воздухораспределитель типа ВДВЭ. При­точный воздух, имея достаточно высокий напор, по каналу, в ко­тором находится регулирующая заслонка 2, подводится к сопло­вым отверстиям 5. При истечении приточного воздуха с большой скоростью через сопла в камеру смешения 7 сквозь решетку 10 эжектируется воздух из помещения. Проходя через водяной на­греватель 1, он подогревается (процесс П'Е' на рис. 1.19, б) и затем смешивается с приточным воздухом (процесс смешения Д'С' и Е'С'). Через решетку 8 смешанный воздух поступает в помеще­ние, ассимилируя тепло и влагу (процесс С'П'). Таким образом, создается рециркуляция воздуха внутри помещения, обеспечиваю­щая большую равномерность температурного и влажностного по­ля по всему объему помещения. Сопловое устройство представля­ет собой фасонную коробку, внутри которой с помощью звукоизо­ляционного материала 4 образован фигурный канал 3, выполняю­щий роль глушителя шума. Внутренние поверхности корпуса шкафчика оклеены теплозвукоизоляционным материалом. Регулирование микроклимата в помещении осуществляется рукояткой 9, воздействующей через привод 6 на заслонку 2. Во многих конст­рукциях подобных ВРД предусмотрено также регулирование по­дачи горячей воды в нагреватель 1.

Реже применяют прямоточные доводочные воздухораспредели­тели. Они не имеют на панели щелей для подсоса воздуха помеще­ния и работают без рециркуляции. В зависимости от положения регулирующей заслонки, размещенной в начальной части воздуш­ного канала ВРД, большая или меньшая часть приточного возду­ха проходит через канал, в котором находится водяной теплооб­менник. При этом объем приточного воздуха, подаваемого в помещение, остается постоянным. Доводочные воздухораспредели­тели устанавливают на переборках, они имеют в большинстве слу­чаев ручное управление. Воздухораспределители с электрическими нагревателями находят применение в тех случаях, когда проклад­ка в ВРД водяных труб связана с трудностями, их выполняют как с ручным, так и с автоматическим управлением.

Возможности индивидуального регулирования в рассмотренной СКВ реализуются, в летнем режиме только за счет количествен­ного регулирования (изменения подачи приточного воздуха в ВРД), а в зимнем - путем изменения параметров воздуха за счет регулирования его подогрева в доводочных подогревателях (качественное регулирование) или подачи приточного воздуха в ВРД (количественное регулирование). Таким образом, в зимнем режиме СКВ с доводочными подогревателями обеспечивает бо­лее широкие возможности индивидуального регулирования, а сле­довательно, более комфортные условия. Применяют эти сис­темы на судах неограниченного района плавания с преимущест­венным нахождением в средних и северных широтах.

Из рассмотренного принципа действия СКВ с доводочными воз­духораспределителями ясно, что системы такого типа выполняют всегда с повышенным напором. Коэффициент эжекции Кэ (отно­шение объема эжектируемого воздуха к объему приточного) может составлять 2 - 3. В свою очередь повышенный напор порождает серьезный недостаток - повышенный шум в помещении, возникаю­щий при выходе приточного воздуха из сопел ВРД.

Кроме того, к недостаткам одноканальной СКВ с концевыми водяными нагревателями следует отнести необходимость проклад­ки в зашивке помещений двух изолированных водяных труб к ВРД, сложность определения места протечек, потерю полезного объема кают, занимаемого пристенными шкафчиками ВРД, ус­ложнением эксплуатации системы.

Одним из возможных вариантов СКВ типа II является схема, обеспечивающая благодаря предусмотренному резерву холодопроизводительности в летнем режиме более глубокое охлаждение воз­духа в центральном кондиционере с целью высаживания из воз­духа большого количества влаги, с последующим его подогревом в концевом доводчике. Эксплуатация таких систем связана с по­вышенным расходом энергии, но целесообразна для обслужива­ния помещений, где возможно повышенное влаговыделение.

Тип III. Одноканальная си­стема круглогодичного кондици­онирования без рециркуляции с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и с дополнительной обработкой воздуха - подогревом или охлаждением в доводочных ВРД.

Рис. 1.21. Процессы изменения состо­яния воздуха в летнем режиме од­ноканальной СКВ с охлаждением воздуха в ВРД

Особенностью СКВ этого ти­па является предусмотренная схемой возможность подачи в змеевики водяных доводчиков зимой горячей, а летом охлажденной воды. Этим удается улучшить возможности индивидуального регулирования в летнем режиме за счет качественного регулирования такого же широкого диапазона, какой обеспечи­вается при зимнем кондиционировании в СКВ типа II. В летнем режиме воздух в центральном кондиционере охлаждается до температуры 12 ÷ 19 °С и подается в доводочные воздухораспределители ВРД.

На рис 1.21 показаны процессы изменения состояния воздуха в летнем режиме для одноканальной СКВ с дополнительным ох­лаждением воздуха в доводочных воздухораспределителях: НГ - нагрев воздуха в вентиляторе, ГО - охлаждение с осушением воз­духа в ВО центрального кондиционера, ВС - нагрев воздуха в воздухопроводе на пути к ВРД, ПО - охлаждение с осушением эжектируемого воздуха помещения до температуры обычно 14 ÷ 18 °С, ЕС и СД - процессы смешения воздуха в ВРД, ДП - тепловлагоассимиляция.

Зимний режим СКВ типа III осуществляется так же, как в СКВ типа II. К преимуществам СКВ типа III, помимо уже отмеченных, следует отнести уменьшение производительности центрального кондиционера по воздуху в 1,5 - 2 раза; соответственное умень­шение массы и диаметра воздухопроводов; уменьшение потребной холодопроизводительности на 20 - 25%. Системы кондициониро­вания воздуха типа III имеют недостатки, схожие с системами типа II, и, кроме того, добавляются следующие: необходимость в прокладке дренажного трубопровода для отвода влаги, высажен­ной при охлаждении воздуха в доводочных воздухораспределителях; повышенная сложность эксплуатации; наиболее высокая стоимость из всех типов СКВ: Ввиду этого рассмотренная система кондиционирования находит пока ограниченное применение даже на пассажирских судах. Возможности расширения ее использования связаны с достижением в области разработки дешевых и эко­номичных термоэлектрических охлаждающих устройств.

Тип IV. Двухканальная система круглогодичного кондициони­рования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере. СКВ такого типа может выполняться как прямоточный, так и с рециркуляцией воздуха. На рис.1.22 а показана принципиальная схема двухканальной прямоточной системы.

Летний режим (рис.1.22, б). Наружный воздух, очищенный в фильтре ПФ, охлаждается и осушается в воздухо­охладителе первой ступени ВО1 (процесс по линии НО). Состоя­ние воздуха на выходе из ВО1 характеризуется точкой Б. Далее воздух проходит через каплеотделитель КО1 и подается вентиля­тором В (нагрев в вентиляторе по линии БГ) и шумоглушительную камеру ШГ1. Отсюда часть кондиционированного воздуха направляется в разводящую магистраль I первой ступени, а другая часть подается в воздухоохладитель второй ступени ВО2, где до­полнительно охлаждается и осушается (процесс по линии ГО). В рассматриваемой схеме поверхности воздухоохладителей BО1 и ВО2 имеют одинаковую температуру. Состояние воздуха на выходе из ВО2 характеризуется точкой В.

Из второй ступени воздух через каплеотделитель КО2 и шумоглушитель ШГ2 направляется в магистраль II второй ступени. На­грев воздуха в магистралях I и II показан линиями соответствен­но ГЕ и ВД. Таким образом, к каждому каютному смесительному воздухораспределителю ВРС по двум каналам подается воздух с разными характеристиками. Регулируя поступление в помещение воздуха от каналов I и II, поддерживают желаемые параметры воздуха в помещении (процессы смешения воздуха в ВРС - линии ДС и ЕС). При этом общий расход воздуха остается неизменным. Линия СП - процесс смешения приточного воздуха с воздухом помещения, т.е. процесс тепловлагоассимиляции. Предельные процессы тепловлагоассимиляции: ЕП (воздух подается только через канал I) и ДП (воздух подается только через канал II).

Рис. 1.22 Двухканальная система круглогодичного кондиционирования:

а - принципиальная схема; б и в - про­цессы изменения состояния воздуха соответственно в летнем и зимнем режиме

В зависимости от соотношения объемов воздуха, подаваемого в помещение через каналы I и II, точка С, а следовательно, и точка П, лежащая на прямой П П , перемещаются соответственно вправо или влево. На номинальном летнем режиме в помещении могут поддерживаться параметры воздуха в диапазоне, характеризуе­мом прямой П П . Это диапазон индивидуального регулирования . Расход воздуха в каждой из магистралей I и II зависит от положения регулирующих органов каютных ВРС.

Зимний режим (рис. 1.22, в). Наружный воздух подо­гревается до 15 ÷ 18°С обычно в ВН1 (процесс по линии Н'Б') и подается вентилятором (нагрев в вентиляторе - линия Б'Г') в магистраль I (охлаждение воздуха в магистрали II - линия Г'Е'). Другая часть воздуха ув­лажняется паром (процесс по линии Г'З'), дополнительно на­гревается в ВН2 до 30 - 50°С - процесс по линии З'В' и подается в магистраль II (охлаждение воздуха в магистрали II – линия В'Д').

Рис. 1.23. Воздухораспределитель ти­па ВР-С

Линии Е'С' и Д'С' - процессы смешения в ВРС, СП' - процессы тепловлагоассимиляции.

На номинальном зимнем режиме в помещениях могут поддер­живаться параметры воздуха в диапазоне, характеризуемом пря­мой, соединяющей точки П' и П . Это диапазон индивидуального регулирования . Соответствующие предельные процессы в помещении в зимнем режиме: Д'П' (воздух подается через ка­нал II) и Ж'П' (25 - 40% воздуха подается через канал I, ос­тальной - через канал II).

В отраслевом стандарте установлено применение для двухканальных СКВ смесительных воздухораспределителей ВРНС - 2,5, ВРРС - 2,5 (рис. 1.23), а также уже рассмотренных ВРП-1,6 со смесителем С - 6,3. Воздухораспределители типа ВР - С отличаются наличием двух подводящих патрубков 1 и 2, куда по­дается воздух из каналов I и II СКВ. Индивидуальное регулирова­ние микроклимата в помещении достигается изменением положе­ния сферических клапанов на подводящих патрубках. При этом изменяется соотношение объемов воздуха, поступающего по кана­лам I и II. Каждый клапан имеет независимый привод, благода­ря чему можно прекратить подачу воздуха в помещение. В осталь­ном ВРНС - 2,5 имеют ту же конструкцию, что ВРН - 2,5, а ВРРС - 2,5, что ВРР - 2,5. В смесителях С - 6,3 смешивается в нужной пропорции воздух, поступающий из каналов I и II перед подачей в воздухораспределитель панельной раздачи ВРП - 1,6. Смесители С - 6,3 имеют общий привод для двух клапанов, следо­вательно, при повороте рукоятки один клапан уменьшает подачу воздуха, а другой - соответственно увеличивает. Ранее выпускав­шиеся смесительные воздухораспределители также имеют общий для двух клапанов привод.

Двухканальная система обладает следующими преимущества­ми: широкий диапазон индивидуального регулирования парамет­ров воздуха в кондиционируемых помещениях, отсюда возможность получения наиболее комфортных условий; сравнительная бесшумность работы системы в помещении. Индивидуальное регу­лирование качественным путем производится при помощи едино­го теплоносителя - воздуха, чем достигается высокая надежность и простота обслуживания системы. Двухканальные СКВ выпол­няют средне- и высоконапорными и широко используют на мор­ских судах всех типов неограниченного района плавания.

Ряд недостатков системы связан с необходимостью прокладки второго воздухопровода.

Каждый из рассмотренных четырех основных типов систем кондиционирования воздуха может иметь модификации по типу теплоносителя, способу воздухораспределения, системы автомати­ческого регулирования и т. д.

К достоинствам высоконапорных СКВ следует отнести их ком­пактность и удобство монтажа за счет меньшего сечения воздухо­проводов, возможность осуществления интенсивной рециркуляции воздуха в помещении за счет эжектирующего действия приточ­ного воздуха; последнее позволяет снизить температуру приточно­го воздуха.

Избыточный напор 490 - 980 Па (50 - 100 мм вод. ст.) в возду­хопроводах перед выпускными устройствами обеспечивает равно­мерное поступление воздуха в каюты независимо от того, на­сколько изменяют количество поступающего воздуха обитатели соседних помещений данной центральной системы. В то же время для одноканальных низко- и средненапорных систем с количест­венным индивидуальным регулированием для уменьшения этой зависимости требуется установка специальных регуляторов ста­тического давления воздуха в магистрали, которые автоматически изменяют подачу воздуха от кондиционера в группу тех помещений, в которых изменен расход воздуха.

Основным недостатком высоконапорных систем является повы­шенный уровень шума, значительно снижающий комфорт в кон­диционируемых помещениях. Кроме того, с увеличением давления вентилятора повышается нагрев в нем воздуха. На каждые 980 Па (100 мм вод. ст.) давления, развиваемого вентилятором, температура воздуха повышается примерно на 1°С. Нагрев возду­ха в вентиляторе и в воздухопроводах бывает настолько значите­лен, что СКВ должна быть переведена из режима вентиляции в режим летнего кондиционирования намного раньше, т. е. при бо­лее низких температурах наружного воздуха.

С учетом приведенных соображений в настоящее время наи­большее распространение в области комфортного кондиционирова­ния получают средненапорные системы с давлением вентилятора до 2450 Па (250 мм вод. ст.).

Низконапорные самостоятельные системы кондиционирования применяют на современных судах для общественных помещений большого объема (ресторанов, салонов, кинозалов и т. п.), так как в этих помещениях не требуется индивидуальное регулирова­ние параметров.

Скорость движения воздуха в судовых жилых помещениях в соответствии с Санитарными Правилами не должна превышать 0,3 - 0,5 м/с. Разность между температурами внутреннего и при­точного воздуха зависит от типа воздухораспределителя и напора в магистрали: . Она лежит в пределах 4 - 15°С. В низконапорных системах температура приточного воздуха при до 18 ÷ 21°С. Здесь применяют неэжекционные или со сла­бой эжектирующей способностью воздухораспределители. В высо­конапорных СКВ в связи с применением воздухораспределителей эжекционного типа температура приточного воздуха может быть сни­жена до 12 ÷ 15°С. Умеренные значения 14 ÷ 18°С харак­терны для средненапорных СКВ.

По данным ряда специалистов, стоимость высоконапорных СКВ сухогрузного судна составляет 1,6 - 2% его стоимости.

Средние характеристики комфортных СКВ на транспортных и пассажирских судах отечественной и иностранной постройки: крат­ность обмена воздуха 3 - 10 обменов/ч, установленная мощность электродвигателей СКВ 1,0 - 3,5 кВт на 1 чел. и 0,03 - 0,9 кВт на 1 м помещения, требуемая холодопроизводительность 1,75 - 7,55 кВт на 1 чел., и 0,058 - 0,175 кВт на 1 м помещения.