§ 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
кондиционирования воздуха
На современном морском судне имеется большое количество потребителей тепловой энергии, необходимой для обогрева жилых и служебных помещений в зимнее время, подогрева груза в танкерах, подогрева топлива для главных двигателей и воды для бытовых нужд, работы камбуза и др. Источниками тепловой энергии являются парогенераторы (котлы).
Паровые котлы различного типа и назначения являются обязательным компонентом СЭУ. На морских судах с главными паротурбинными энергетическими установками паровые котлы предназначены для получения пара, необходимого для работы главных паровых турбин и других вспомогательных потребителей. Эти котлы называются главными. В них получается пар заданного давления и температуры и в заданном количестве (p МПа; t °С; D , т/ч). Совокупность котельного агрегата и вспомогательных устройств и механизмов, необходимых для производства пара, называется котельной установкой.
Современные судовые котлы по относительному движению теплообменивающихся сред - дымовых газов и воды - могут быть разделены на водотрубные и газотрубные (или огнетрубные). В водотрубных котлах внутри труб движутся вода и пароводяная смесь, а нагретые дымовые газы омывают эти трубы снаружи. В газотрубных котлах, наоборот, внутри труб движутся дымовые газы, а вода окружает трубы с наружной стороны. По принципу движения воды и пароводяной смеси все котлы можно разделить на агрегаты с естественной и принудительной циркуляцией. Принудительный ток воды и пароводяной смеси в котлах создается специальным циркуляционным насосом. Естественная циркуляция происходит за счет разности плотностей воды и пароводяной смеси и правильной компоновки парообразующих элементов. Современные главные судовые котлы выполняют водотрубными с естественной циркуляцией.
К основным эксплуатационным показателям главных паровых котлов относят: полную паропроизводительность; расход топлива; испарительность топлива; рабочее давление пара в барабане; давление и температуру перегретого пара; КПД; температуру питательной воды; температуру воздуха, поступающего в топку; тепловое напряжение топочного объема; относительное водосодержание.
В зависимости от мощности ПТУ полная производительность одного главного котла при нормальной нагрузке, соответствующей полному ходу судна, может составлять 10...80 тыс. кг/ч и более. Расход топлива является основным показателем, характеризующим нагрузку котла и, вместе с паропроизводительностью, его эффективность. Испарительность топлива представляет собой отношение паропроизводительности котла к расходу топлива: u = D /B, т.е. количество пара, производимого при сжигании 1 кг топлива. Для главных котлов испарительность топлива составляет 13... 14 кг/кг
Относительное водосодержание характеризуется отношением количества воды в парообразующих элементах к полной паропроизводительности котла. Для судовых водотрубных котлов относительное водосодержание обычно составляет 0,25...0,40, а иногда и выше. Показателем экономичности котельного агрегата является его КПД, т. е. отношение количества теплоты, использованной на парообразование, к количеству теплоты, выделяющейся при сгорании топлива. В современных главных котлах КПД достигает 96%.
Современные паровые котлы выполняют в агрегатированном исполнении и состоят из: топки, парообразующих элементов, пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя.
Пароперегреватель предназначен для повышения температуры производимого в котле пара, что повышает КПД термодинамического цикла паросиловой установки.
Водяной экономайзер и воздухоподогреватель устанавливают для лучшего использования тепла сгоревшего топлива. В водяном экономайзере за счет использования тепла уходящих из котла дымовых газов происходит подогрев питательной воды перед поступлением ее в котел.
В воздухоподогревателе за этот же счет подогревается воздух, подаваемый в топку для сжигания топлива, что существенно улучшает процесс (повышается температура) горения топлива.
Агрегаты котла связаны между собой в единое целое и в совокупности с примыкающим к ним паро- и водопроводами, соединительными газоходами и воздуховодами, арматурой и гарнитурой (лазы, гладелки) образуют котельный агрегат. Котельный агрегат обслуживается рядом вспомогательных механизмов и устройств. К вспомогательным механизмам и устройствам относятся дутьевые вентиляторы, дымососы, питательные и водоподготовительные установки, мазутное хозяйство при сжигании жидкого топлива.
Дутьевые вентиляторы предназначены для того, чтобы при подаче воздуха в топку преодолевать сопротивление воздухоподогревателя и воздуховодов. Дымососы необходимы для усиления тяги в котельном агрегате, так как при наличии в нем водяного экономайзера, воздухоподогревателя и пароперегревателя общее газовое сопротивление котельного агрегата становится настолько большим, что естественная тяга, создаваемая фальш-трубой становится недостаточной для удаления газов.
Питательная установка предназначается для подачи в котел воды подлежащей испарению. Основной частью этой установки является питательный насос способный развивать давление необходимое для преодоления давления пара в котле и сопротивления всей системы питательной линии. Питательные насосы должны создавать давление не превышающее (P =1,2P ) 20% давления пара в котле. Вода поступающая в котел должна проходить через водоподготовительную установку, предварительно осветляется и умягчается, в результате содержание примесей и накипеобразующих солей в воде снижается до технически допустимого максимума. В воде кроме солей в растворенном виде содержится воздух. Содержащийся в воздухе кислород вступает в реакцию с металлом и вызывает коррозию. Поэтому питательная вода перед подачей ее в котел освобождается от растворенного в ней воздуха, в так называемых деаэраторах. В деаэраторе в результате кипения воды при атмосферном давлении удаляется кислород с воздухом.
Образующийся в паровом котле пар в процессе выделения из кипящей воды, в пароводяном барабане, уносит капельки влаги, в которых содержится некоторое количество растворенных щелочей. Попадая в пароперегреватель, эти капли влаги испаряются, а содержащиеся в них щелочи либо оседают на внутренних стенках труб пароперегревателя, либо уносятся в проточную часть паровой турбины, если котельный агрегат входит в состав ПСУ, что снижает эффективность работы последней. Поэтому пар при выходе из пароводяного барабана проходит сепарационные устройства где освобождается от водяных капель.
В котельной установке происходят различные тепловые, гидродинамические и аэродинамические процессы, ход которых необходимо регулировать и контролировать. В связи с этим каждую котельную установку оборудуют запорными, регулирующими и предохранительными устройствами, а также контрольно - измерительными приборами и системами автоматизации процессов.
На судах с главными дизельными или дизель-электрическими энергетическими установками, для получения пара и горячей воды для собственных нужд, устанавливают вспомогательные и утилизационные котлы.
Обычно вспомогательный котел включается при стоянке судна, а для получения пара в таком котле сжигается мазут.
В ходовом режиме судна, для получения пара, в утилизационном котле, используется энергия отработанных газов, уходящих из главных двигателей (иногда и из вспомогательных).
Рис. 1.15. Схема вспомогательного и утилизационного котлов с паровыми и водяными трубопроводами
На рис. 1.15. показана схема водотрубного вспомогательного котла 13 с естественной циркуляцией и утилизационным котлом 6 с принудительной циркуляцией и с собственным сепаратором пара 9. Утилизационный котел предназначен для снабжения перегретым паром турбогенератора и насыщенным паром всех остальных судовых потребителей на ходу. Перегретый и насыщенный пар поступают по трубам 7 и 2, соответственно по трубе 4 отбирается насыщенный пар на паротушение. Питание обоих котлов (вспомогательного и утилизационного) осуществляется питательными насосами 10 (один из них резервный) из теплого ящика 11.
Широкое распространение на судах получили утилизационные котлы с принудительной циркуляцией водотрубного типа. Принудительною циркуляцию обеспечивают насосы 8 (один из них резервный). Излишки пара из котла, а также отработавший пар от всех потребителей сбрасываются в конденсатор турбогенератора или в специальный конденсатор - с помощью клапана 5. Утилизационный котел снабжен арматурой и перепускными трубами, которые позволяют отключать отдельные его секции поверхностей нагрева. В случае аварийной остановки ГД предусмотрены электромагнитные клапаны 3 для быстрого отключения потребителей насыщенного пара. Из конденсаторов конденсат подается конденсатным насосом по трубе 12 в теплый ящик 11, в который поступает и добавочная (подпиточная) вода, подаваемая из цистерны котельной воды насосом 1. В теплом ящике обычно устанавливают фильтры для очистки питательной воды, от загрязняющих ее примесей (ила, шлама и масла).
Утилизационные котлы – представляет собой группу котлов, предназначенных для использования тепла дымовых газов, отходящих от судовых ДВС и ГТУ. В зависимости от количества сжигаемого топлива в таких установках температура дымовых газов за ними колеблется в пределах 260 ÷ 450 °С. Производительность котлов - утилизаторов колеблется в широких пределах и может быть равная производительности котлов работающих при сжигании топлива. В судовой энергетике котлы - утилизаторы работают с принудительной циркуляцией воды через поверхности нагрева. Они, как и обычные котлы, состоят из испарительных поверхностей нагрева, водяных экономайзеров и пароперегревателей. Ввиду относительно невысокой температуры газов, поступающих в котел, пароперегреватель в котлах - утилизаторах размещают перед кипятильным пучком труб. Поверхность нагрева в таких котлах выполняют преимущественно змеевикового типа. Однако выполняют и с вертикальными трубами внутри которых движутся дымовые газы. В змеевиковых поверхностях нагрева газы омывают наружную поверхность труб, а внутри их движется нагреваемая среда (вода, пароводяная смесь, пар).
Помимо своего основного назначения утилизационные котлы выполняют дополнительную функцию искроуловителя и глушителя газодинамического шума дизеля.
В современной практике на транспортных судах с дизельными установками применяют две схемы утилизации тепла отходящих газов:
- система с обычной утилизацией тепла, в которой насыщенный пар (Р = 0,4 ÷ 0,7 МПа) расходуется на общесудовые и бытовые потребители.
- система с глубокой утилизацией тепла, в которой насыщенный пар перегревают и направляют в турбогенератор.
Первая схема простая, ее применяют на всех морских и речных теплоходах, где котел имеет цилиндрическую форму.
Для отделения пара и воды в котельном агрегате предусмотрен сепаратор. Утилизационные котлы работают только на ходовом режиме, а при глубокой утилизации тепла могут заменить один дизель - генератор на турбогенератор.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.