§ 67. Монтаж кабелей и проводов
Большое количество кабельных трасс сосредоточено в машинных отделениях и служебных помещениях, насыщенных различными системами, устройствами и механизмами, что затрудняет прокладку кабельных трасс, их осмотр и ремонт.
Применяются следующие способы прокладки и крепления проводов и кабелей: непосредственно по переборкам и другим частям корпуса судна, на металлических перфорированных панелях, на скоб - мостах, с помощью кабельных подвесов (кассет). При первом способе кабели или провода крепят стальными скобами непосредственно к деталям корпуса судна, при втором перфорированные панели крепят к судовым перегородкам в местах прохождения кабельных трасс, а провода и кабели - к панелям (рис. 2.133, а).
Кабельные скоб - мосты представляют собой металические скобы, приваренные концами к судовым конструкциям. Пучки кабелей укладывают на скоб - мосты и крепят хомутами из полосовой стали (рис. 2.133, б).
Рис. 2.133. Монтаж кабельных трасс:
а - с помощью перфорированных панелей; б - на скоб - мостах; в - с
помощью кабельных подвесок (кассет); 1 - замок; 2 - прокладка; 3 - кабели.
Кабельные подвески (рис. 2.133, в) изготовляют из стальных полос, которые выгибают по форме перевернутой буквы «П» таким образом, чтобы высота была больше ширины. На определенном расстоянии одна oт другой подвески прикрепляют к набору корпуса судна. Пучки кабелей, закрытые замком с прокладкой, без крепления укладывают в эти подвески. Прокладка кабеля в подвесках менее трудоемка и получила широкое распространение.
Проход отдельных кабелей через палубы и переборки выполняют с применением уплотнительных сальников (рис. 2.134). Если через водонепроницаемую переборку проходят пучки кабелей, то их укладывают в специальные кабельные коробки и заливают уплотняющей негорючей изоляционной массой.
Рис. 2.134. Сальники уплотнительные:
а - переборочный; б - палубный; 1 - кабель; 2 - гайка; 3 - уплотнительная масса; 4 - переборка; 5 - труба.
Кабели прокладывают по возможности по прямым и доступным трассам, в местах, где они не подвергаются действию теплоты и влаги. Расстояние кабельной трассы от источников теплоты должно быть не менее 100 мм. Не рекомендуется прокладывать кабели под настилом машинных помещений. Если такая прокладка неизбежна, то кабели следует прокладывать в металлических трубах или в закрытых каналах. Если подключение электропотребителей предусмотрено по двум отдельным фидерам, то кабели нужно вести разными трассами, по возможности максимально отдаленными одна от другой.
Монтажный радиус изгиба небронированного кабеля должен быть не менее пятикратного, а провода - не менее трехкратного значения его внешнего диаметра. Монтажный радиус изгиба бронированного кабеля должен быть не менее десятикратного значения его наружного диаметра.
Существенное влияние на надежность работы судовых электрических сетей оказывает качество выполняемых работ по разделке концов кабелей при оконцевании их жил. Известны четыре способа оконцевания жил кабеля: кольцом с полудой, наконечником с припайкой, наконечником с опрессовкой, штырем с полудой.
Оконцевание жил кольцом выполняют, как показано на рис. 2.135, а. Оголенную жилу скручивают вокруг оси кабеля в том же направлении, в котором навиты проволоки жилы, и огибают на оправке в кольцо, затем лудят припоем. Оконцевание блочными наконечниками (рис. 2.135, б) такое же, но конец жилы накручивают вокруг наконечника, а не на оправке, а затем припаивают в электротигле вместе с наконечником. Кабельные наконечники изготовляют из меди и облуживают. Они бывают штампованными или литыми и нормализованы по типоразмерам для кабелей различных площадей сечения.
Рис. 2.135. Способы оконцевания жил кабеля:
а - кольцом с полудой; б - блочным наконечником с припайкой;
в - кабельным наконечником; г - штырем с полудой.
Оконцевание кабельными наконечниками выполняют с помощью пайки или опрессовки (рис. 2.135, в). Оконцевание кабеля штырем осуществляют лужением оголенного конца жилы (рис. 2.135, г). Чтобы в пространство между оголенной жилой кабеля и его резиновой изоляцией, а также между изоляцией и защитной оболочкой не проникала влага, на место разделки конца накладывают водонепроницаемый бандаж из различных изоляционных материалов.
Одним из методов заделки концов кабелей является оклетневка, которую выполняют следующим образом. На заделываемое место наматывают в два слоя ленту из лакоткани или натуральной резины, затем обматывают ее обычной изоляционной лентой. На это покрытие наматывают тугой бандаж из суровых ниток для кабелей площадью сечения до 10 мм или крученого шпагата для кабелей площадью сечения свыше 10 мм . Затем бандаж покрывают 2 - 3 раза изоляционным лаком.
При проходе кабелей через непроницаемые переборки применяют уплотнительные устройства: индивидуальные или групповые сальники, кабельные коробки. Уплотнительные устройства в местах прохода кабелей через газо- и водонепроницаемые переборки не должны снижать их непроницаемость, а на кабели не должно передаваться дополнительное усилие от упругих деформаций корпуса. В качестве уплотнительного материала в сальниках применяются асбест, резина и специальные уплотнительные массы. Все свободное пространство в кабельных коробках заполняется уплотнительной кабельной массой.
На рис. 2.136 показана конструкция индивидуального сальника, состоящего из нажимной гайки 2, корпуса 3 и основания 5. Основание сальника крепится к переборке 6 болтами 7 с водонепроницаемой прокладкой 4. Он применяется при прокладке одиночного кабеля 1, когда для установки сальника невозможно использовать электросварку.
Рис. 2.136. Конструкции индивидуального сальника.
Прокладку кабелей через палубу осуществляют в металлических трубах, выступающих над палубой не менее чем на 0, 9 м (в местах возможных механических повреждений кабеля), и не менее высоты комингса дверей (когда отсутствует возможность механических повреждений кабеля). Прокладка кабелей через палубу может быть выполнена в общих металлических стаканах или коробках с дополнительной защитой кабелей кожухами высотой, указанной для случая прохода кабеля в трубах. Для обеспечения водонепроницаемости кабельного прохода через палубу (рис. 2.137) на конец трубы 2 насаживают сальник 1, а в месте крепления трубы под шайбы подкладывают парусиновые прокладки 3, пропитанные суриком. Металлические стаканы или коробки уплотняются специальными уплотнительными или кабельными массами.
Рис. 2.137. Уплотнение прохода кабеля через палубу.
Регистром предъявляются дополнительные требования к установке электрооборудования на нефтеналивных судах. Не допускается установка электрического оборудования во взрывоопасных помещениях и пространствах первой и второй категорий, за исключением: датчиков, устройств пожарной сигнализации и другого электрооборудования взрывозащищенного исполнения, кабелей при условии их прокладки в стальных цельнотянутых газонепроницаемых трубах. Выключатели освещения устанавливаются вне помещений и пространств первой и второй категорий. Освещение насосного отделения осуществляется светильниками взрывозащищенного исполнения не менее чем двумя группами, питаемыми по отдельным фидерам. Вместо взрывозащищенных светильников насосное отделение может освещаться через газонепроницаемые простеночные иллюминаторы из невзрывоопасного помещения. Стекла иллюминатора с обеих сторон защищаются сеткой от механических повреждений.
Электроприводы грузовых насосов должны иметь блокировку с электроприводами вентиляторов насосного отделения, обеспечивающую возможность пуска электропривода насоса только после того, как насосное отделение будет достаточно провентилировано. Вблизи входа в насосное отделение устанавливается устройство дистанционного отключения электропривода каждого из грузовых насосов.
Независимо от значения номинального напряжения все электрооборудование, устанавливаемое в помещениях и пространствах первой и второй категорий, необходимо заземлять. Не допускается соединение токоведущих частей электроустановок с корпусом судна, за исключением заземлений вторичных обмоток измерительных трансформаторов тока и напряжения, а также устройств измерения и контроля сопротивления изоляции.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.