logo search
СЭУ оригинал

§ 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное

устройство

На судах «землей» считается металлический корпус судна, на­ходящегося на плаву, а для судов с непроводящим корпусом - специальный медный лист площадью не менее 1 м и толщиной 2 - 5 мм или лист углеродистой стали площадью не менее 2,5 м и толщиной 5 - 6 мм, расположенный на наружной обшив­ке корпуса ниже ватерлинии.

Заземлением называется электрическое соединение заземляе­мой части электрооборудования с корпусом судна.

Защитное заземление предназначено для защиты людей от поражения электрическим током в случае прикосновения к кор­пусу электрической машины или другого электрического аппара­та, у которых неисправна или повреждена изоляция между токоведущими частями и их корпусами. Защитное заземление осущест­вляется с помощью специального наружного заземляющего провода или заземляющей жилы в питающем кабеле. Допускается заземление корпусов электрооборудования без применения зазем­ляющих проводов, если это оборудование установлено без аморти­заторов непосредственно на металлические фундаменты или дру­гие надежно заземленные конструкции судна. В этом случае необходимо иметь надежный электрический контакт между корпу­сом электрооборудования и конструкциями судна не менее чем под двумя крепящими болтами или двумя лапами оборудования. Не разрешается использовать в качестве заземлителей корпуса трубопроводов, цистерн, баллонов и других емкостей для сжатых газов и горючих жидкостей. Площадь сечения заземляющего провода, магистральной шины заземления, заземляющей жилы кабеля выбирают согласно Правилам Регистра. Экранирующие оболочки и металлические оплетки кабелей под­лежат заземлению на обоих концах кабеля. Оболочки кабелей конечных ответвлений разрешается заземлять только со стороны питания. Присоединение заземляющих проводов к корпусам электрооборудования, металлическому корпусу судна или магист­ральной шине заземления производится винтами или болтами диаметром не менее 6 мм.

Все заземляющие устройства должны иметь антикоррозион­ные покрытия с предварительной зачисткой контактных поверх­ностей до металлического блеска. Не разрешается в цепях за­земления устанавливать выключатели и предохранители. Метал­лические корпуса переносных электрических приборов, а также передвижных токоприемников заземляются с помощью специальной жилы в гибком питающем кабеле, которая соединена с зазем­ляющим контактным штифтом вилки. Конструкция электрическо­го соединителя исключает возможность случайного включения заземляющего штифта вилки в токоведущее контактное гнездо розетки.

Согласно Правилам Регистра защитное заземление не требуется, когда электрооборудование выполнено с двойной или усиленной изоляцией, если стационарное электро­оборудование питается током безопасного напряжения, когда корпус электрооборудования выполнен из изоляционного мате­риала и на другое оборудование, указанное в этих Правилах.

Заземление для защиты от помех радиоприему предназначено для уменьшения уровня помех, создаваемых судовыми электри­ческими установками. С этой целью применяются фильтры защи­ты от радиопомех, а также экранирующие оплетки с последую­щим их заземлением. Заземление для защиты от радиопомех, как правило, совмещается с защитным заземлением.

Заземление для снятия электростатических зарядов пред­назначено для предотвращения накопления электростатических зарядов, что в свою очередь приводит к предотвращению искро­вых разрядов статического электричества. При перекачивании по трубам нефтепродуктов в результате трения жидкости о стенки трубопровода возникают заряды, электрический потенциал кото­рых может оказаться выше потенциала береговых заземленных трубопроводов, в результате чего при соединении судового и бере­гового трубопроводов может возникнуть искра. Во избежание этого согласно Правилам Регистра каждое нефтеналив­ное судно перед началом грузовых операций должно быть зазем­лено на берег или стоящее рядом судно гибким кабелем пло­щадью сечения не менее

16 мм .

Заземление для защиты от молнии предназначено для защиты судна, судового оборудования и людей от прямых попаданий молнии. На каждой мачте устанавливается молниеотводное уст­ройство, которое состоит из молниеуловителя, отводящего прово­да и заземления. Молниеуловитель представляет собой медный стержень диаметром не менее 12 мм, который возвышается над сигнальным клотиковым фонарем не менее чем на 300 мм.

В качестве отводящего провода допускается использовать медные шину, прут или провод площадью сечения не менее 70 мм , а стальные - не менее 100 мм .

На судах с металлическим корпусом и металлическими мач­тами специальных молниеотводных устройств обычно не приме­няют. Если на топе металлической мачты установлено какое-ли­бо оборудование, то для его защиты устанавливают молние­уловитель, возвышающийся над устройством не менее чем на

300 мм .

Использование антенн в качестве молниеотводного устройства не допускается.