§ 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
В установившемся режиме работы напряжение U, приложенное к цепи якоря электродвигателя постоянного тока, уравновешивается электродвижущей силой Е, индуктируемой в обмотке якоря, и падением напряжения в якорной цепи I r , т. е.
U = E + I r ,
где I r - ток в цепи якоря электродвигателя, А; r - сопротивление цепи якоря электродвигателя, Ом.
Э. д. с., наводимая в обмотке якоря, зависит от угловой скорости вращения ω и магнитного потока возбуждения:
Е = kωФ,
где k = pN/(2 a) — постоянный конструктивный коэффициент машины постоянного тока, который зависит от числа пар полюсов машины р, числа активных проводников обмотки якоря N и числа пар параллельных ветвей якоря а.
После подстановки в уравнение равновесия электродвижущих сил значения э. д. с. якоря электродвигателя и решения его относительно угловой скорости вращения ω, с , будем иметь:
ω = ,
где r = r + r - полное сопротивление цепи якоря электродвигателя, которое состоит из сопротивления якорной обмотки r и добавочного активного сопротивления r в цепи якоря.
Полученное выражение называется уравнением электромеханической характеристики.
Электромагнитный момент М , Н·м, развиваемый электродвигателем, зависит от тока якоря I и магнитного потока возбуждения Ф:
М = k I Ф,
Откуда значение тока якоря
I = М /(kФ)
Подставив в уравнение электромеханической характеристики значение тока якоря, получим уравнение механической характеристики электродвигателя постоянного тока:
ω = ,
Первый член правой части этого уравнения представляет собой скорость идеального холостого хода ω , когда двигатель работает с моментом M = 0 и током I = 0,
ω = ,
Второй член правой части уравнения механической характеристики представляет собой перепад угловой скорости ω, определяющий крутизну характеристики,
ω = ,
или из уравнений электромеханической характеристики
Δω = ,
Угловую скорость двигателя ω, которую он развивает при любом моменте М , можно представить как разность угловой скорости идеального холостого хода и перепада Δω:
ω = ω - Δω
У двигателей независимого (рис. 2.83, а) и параллельного (рис 2.83, б) возбуждения ток возбуждения I не зависит от тока якоря I , следовательно, и от тока нагрузки I. Поэтому в практических расчетах принято считать, что магнитный поток Ф этих двигателей не зависит от тока нагрузки, а электромеханические и механические характеристики являются прямыми линиями (рис. 2.83, в).
Естественные характеристики электродвигателя строятся по двум точкам с координатами:
- механическая при М = 0, ω = ω и М = М , ω = ω ;
- электромеханическая при I = 0, ω = ω и I = I , ω = ω .
При определенном масштабе эти характеристики будут совпадать и изображаться одной прямой линией.
Естественные характеристики можно построить по паспортным данным электродвигателя: U , I , n , Р . Номинальную угловую скорость находим по номинальной частоте вращения:
ω = π n /30
Угловую скорость идеального холостого хода определяем из выражения
ω = ω U /(U -I r )
Сопротивление обмоток якорной цепи находим по формуле
r =0,5(U /I )(1- )
где = Р /(U /I ) - к. п. д. электродвигателя при номинальной нагрузке.
Рис. 2.83. Схема включения электродвигателей:
а – независимого возбуждения; б – параллельного возбуждения; в – их механическая и электромеханическая характеристики.
Номинальный момент, Н·м, развиваемый электродвигателем, определяем из выражения
М = Р / ω
Искусственные механические характеристики при введении различных добавочных сопротивлений реостата r строятся также по двум точкам при
М = 0, ω = 0 и М = М , ω = ω ,где ω - угловая скорость при номинальном моменте двигателя и дополнительном сопротивлении r .
Значение ω находят из уравнения
ω = ω [1- I (r + r )/ U ]
При введении в цепь якоря добавочных резисторов с активными сопротивлениями r увеличивается перепад скорости Δω, а следовательно, и крутизна механических характеристик (рис. 2.84, а). При этом скорость идеального холостого хода ω остается неизменной. При изменении напряжения U, подводимого к цепи якоря двигателя, будет изменяться угловая скорость идеального холостого хода ω , а перепад скорости Δω останется неизменным (рис. 2.84, б).
Изменение магнитного потока Ф вызовет как изменение скорости идеального холостого хода ω , так и перепад скорости Δω (рис 2.84, в).
Рис. 2.84. Механические характеристики (1- естественная; 2 - искусственная;) двигателя с параллельным возбуждением при изменении: а - сопротивления; б - напряжения; в - магнитного потока.
У двигателей последовательного возбуждения (рис. 2.85, а) ток нагрузки протекает по обмотке якоря и по обмотке возбуждения, т. е. I = I = I . Поэтому
Рис. 2.85. Схема включения (а) и механическая характеристика (б) двигателя последовательного возбуждения.
ток возбуждения I , а следовательно, и магнитный поток Ф у этих электродвигателей зависят от тока нагрузки, т. е. Ф = f(I). Это обусловливает криволинейность механической характеристики (рис. 2.85, б). Для построения механических и электромеханических характеристик электродвигателей последовательного возбуждения применяют графоаналитический метод, используя готовые естественные универсальные характеристики, которые даются заводами - изготовителями в каталогах для каждой серии двигателей. Универсальные характеристики представляют собой экспериментально снятые в заводских лабораториях зависимости ω = f(I) М = f(I), выраженные в относительных единицах или в процентах от номинального значения (рис. 2.86, а). По этим двум характеристикам можно построить в относительных единицах естественную универсальную механическую характеристику ω = f(М) (рис. 2.86, б).
Зная номинальные параметры электродвигателя, можно построить его механическую и электромеханическую характеристики в абсолютных значениях, умножая относительные значения параметров, полученных по универсальной характеристике, на их соответствующие номинальные значения.
Из рассмотренных характеристик электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения видно, что при нагрузке I=0 угловая скорость двигателя стремится к бесконечности (разнос двигателя), так как магнитный поток Ф, создаваемый обмоткой возбуждения, стремится к нулю. Поэтому их нельзя пускать на холостом ходу и при нагрузке менее 25% номинальной.
Электродвигатели последовательного возбуждения обладают способностью развивать большие моменты при малых угловых скоростях вращения. Это обусловило их применение в тяговых и подъемно-транспортных механизмах.
Рис. 2.86. Универсальные характеристики двигателей с последовательным возбуждением (серий МП и ДП).
Электродвигатели смешанного возбуждения (рис. 2.87, а) имеют две обмотки возбуждения: параллельную LМ2 и последовательную LМ1. Результирующий магнитный поток Ф создается суммарным действием магнитных потоков обеих обмоток:
Ф = Ф + Ф - согласное включение обмоток возбуждения;
Ф = Ф - Ф - встречное включение обмоток возбуждения, где Ф - магнитный поток параллельной обмотки возбуждения; Ф - магнитный поток последовательной обмотки возбуждения.
Рис. 2.87. Схема включения (а) и механическая характеристика (б) двигателя смешанного возбуждения.
На судах в основном применяются двигатели с согласным включением обмоток возбуждения.
В отличие от двигателей последовательного возбуждения двигатели смешанного возбуждения имеют конечные значения угловой скорости идеального холостого хода, который зависит от магнитного потока параллельной обмотки:
ω =U/(kФ )
Получить аналитическое выражение механической характеристики
(рис. 2.87, б) электродвигателя постоянного тока смешанного возбуждения из-за трудноучитываемых факторов очень сложно. Поэтому их механические и электромеханические характеристики строятся так же, как и у двигателей последовательного возбуждения по универсальным характеристикам ω = f(I) и М = f(I), экспериментально снятыми заводами-изготовителями.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.