§ 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
Пусковые свойства асинхронных электродвигателей характеризуются кратностью пускового тока k = I /I , кратностью пускового момента
k = М /М , добротностью пуска k = k / k . Современные асинхронные электродвигатели имеют: k = 4 ÷ 7, k =l,2 ÷ 2,2, k = 0,3 ÷ 0,4. В отличие от двигателей постоянного тока они развивают сравнительно небольшие пусковые моменты.
Пусковой ток по условиям нагрева не опасен для изоляции обмоток двигателя, так как протекает кратковременно. Однако большие пусковые токи, особенно у двигателей большой мощности, вызывают глубокие провалы напряжения в судовой сети. Это неблагоприятно отражается на работе остальных потребителей, присоединенных к этой сети.
Пуск асинхронных электродвигателей небольшой мощности осуществляется непосредственным подключением обмотки статора на полное напряжение судовой сети (прямой пуск).
Пуск крупных электродвигателей с короткозамкнутым ротором при пониженном напряжении производят посредством следующих способов:
- включением резисторов в цепь статора (рис. 2.94, а);
- включением двигателя на время пуска через автотрансформатор
(рис.2.94, б)
- переключением обмотки статора со звезды на треугольник (рис 2.94, в);
- включением управляемых дросселей в цепь статора (рис. 2.94, г).
Пуск асинхронного двигателя с включением резисторов R в цепь статора (см. рис. 2.94, а) происходит при пониженном напряжении, подводимом к двигателю, за счет падения напряжения на сопротивлении резисторов R. Это приводит к уменьшению не только силы пускового тока, но и пускового момента. После разгона электродвигателя резисторы выводятся из цепи статора замыканием контактов К2 контактора ускорения.
Рис. 2.94. Схемы пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым
ротором.
Автотрансформаторный пуск асинхронного двигателя (см. рис. 2.94, б) осуществляется замыканием контактов линейного контактора К1. В конце пуска автотрансформатор TV размыканием контактов К1 отключается от сети. Асинхронный двигатель М замыкающими контактами линейного контактора К2 оказывается включенным на полное напряжение сети. Этот способ позволяет осуществить плавный пуск двигателя постепенным повышением напряжения на его зажимах от нуля до номинального, но требует установки автотрансформатора для каждого двигателя.
Пуск переключением обмоток статора со звезды на треугольник применяется для двигателей, работающих в нормальном режиме при соединении их статорных обмоток в треугольник. При пуске переключатель QS (см. рис. 2.94, в) ставится в нижнее положение, что приводит к включению фазных обмоток двигателя по схеме звезды. Напряжение на двигатель подается замыканием контактов К линейного контактора. В момент пуска фазное напряжение обмоток статора уменьшается в раз, а линейный пусковой ток и пусковой момент уменьшаются в три раза. После разгона двигателя переключатель QS устанавливают в верхнее положение, включая обмотки статора треугольником.
Пуск асинхронных двигателей с применением дросселей (см. рис. 2.94, г) основан на снижении напряжения, подводимого к статорной обмотке, за счет падения напряжения на реактивном сопротивлении Х рабочих обмоток дросселя L1, так как в начальный момент пуска их индуктивное сопротивление велико. По мере разгона двигателя и снижения пускового тока будет уменьшаться падение напряжения в рабочих обмотках дросселя, что приведет к увеличению напряжения на зажимах двигателя. Уменьшая сопротивление резистора управления R, увеличивают ток в обмотке управления L2 дросселя. Это приведет к уменьшению индуктивного сопротивления его рабочих обмоток L1. Напряжение на зажимах двигателя возрастет. Увеличивая ток в обмотке управления L2, доводят напряжение в конце пуска двигателя почти до номинального.
Все рассмотренные способы пуска асинхронных двигателей при пониженном напряжении имеют общий существенный недостаток - уменьшение пускового момента двигателя, так как момент, развиваемый двигателем, прямопропорционален квадрату напряжения. Поэтому эти способы можно применять только при сравнительно легких условиях пуска.
В электроприводах с тяжелыми условиями пуска применяют асинхронные короткозамкнутые двигатели с улучшенными пусковыми свойствами: с повышенным скольжением, с двойной беличьей клеткой или с глубокими пазами на роторе.
Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором производится при помощи пускового реостата R1 - R2, включенного в цепь ротора (рис. 2,95, а). Это позволяет не только уменьшить пусковой ток, но и увеличить пусковой момент двигателя вплоть до его максимального значения.
Рис. 2.95. Асинхронный двигатель с фазным ротором:
а - схема пуска; б - пусковая диаграмма.
Рабочая часть механических характеристик асинхронного электродвигателя (рис. 2,95, б) практически не отличается от механических характеристик электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения. Поэтому расчет пускового реостата для асинхронного двигателя аналогичен расчету пускового реостата для двигателя параллельного возбуждения. Отличительной особенностью является то, что при расчете пускового реостата для асинхронного двигателя используются его спрямленные механические характеристики (см.рис.2.93). Значения максимального и минимального (переключения) пусковых моментов принимают равными: М =(0,8÷0,85)М и М =(1,1÷1,2)М . Построение пусковой диаграммы асинхронного двигателя с фазным ротором показано на рис. 2.95, б. Отрезок bk на пусковой диаграмме пропорционален полному сопротивлению фазы ротора (r + r + r ), а другие отрезки на прямой bk (ak, ас, bс) пропорциональны соответствующим сопротивлениям ступеней пускового реостата и обмотки ротора (r , r , r ).
Внутреннее сопротивление фазы обмотки ротора r можно определить с достаточной для практических целей точностью по одной из формул:
r = U s /( I )
или
r = 10 P s /[3 (1- s )],
где U - линейное напряжение на кольцах разомкнутой обмотки ротора, В; I - ток в обмотке ротора при номинальной нагрузке, A;
s - номинальное скольжение;
P - номинальная мощность двигателя, кВт.
Определяют масштаб сопротивлений, Ом/мм: m = r /ak. Зная масштаб m , определяют сопротивление ступеней пускового реостата: r = m bс;
r = m ас.
Реверсирование асинхронных электродвигателей осуществляется изменением направления вращения магнитного поля статора. Это достигается путем переключения любых двух фаз статорной обмотки двигателя.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.